Сегодня мы поговорим о самарянской женщине.
Иоанн не называет её по имени, хотя в восточной христианской традиции её нарекли Фотинией.
У неё происходит замечательный разговор с Иисусом.
Начинается он с того, что Иисус просит её: «Дай мне пить.»
Она отвечает: «Как ты просишь пить у меня?» Как ты можешь нарушать все традиционные нормы?
Ты мужчина, я женщина. Мы с тобой не должны разговаривать.
В Талмуде (своде иудейских гражданских и церемониальных законов и легенд) есть такая история: Ребе Йоселе из Галилеи шёл как-то по дороге и встретил Берурию (жену Ребе Мейера). Он спросил её: «Как пройти в Лидду?» (Четыре слова). На что она ответила: «Галилейский дурак! Разве мудрецы не говорят- не затягивай разговор с женщиной? Надо было спросить: «Где Лидда?» (Два слова).
Мужчинам не полагается разговаривать с женщинами.
Ты еврей, а я самарянка. Ты не должен разговаривать со мной, тем более, просить у меня воды.
Евреи считали самарян «нечистыми», идолопоклонниками и даже одержимыми бесами. Те, возможно, отвечали им взаимностью.
И всё же, Иисус приводит четыре причины, по которым Он имел право попросить у неё воды.
1. Он даёт нам живую воду.
«Если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.» Евангелие от Иоанна 4.10
«Но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.» Евангелие от Иоанна 4:14
В Евангелии от Иоанна 7 Иисус обращается к толпе со словами:
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе.» Евангелие от Иоанна 7:37-39
Нам всем нужна эта вода – евреям, неевреям, самарянам, чёрным и белым, русским, европейцам и американцам, мужчинам и женщинам.
Без этой живой воды мы мертвы, духовно мертвы.
Наша душа как засохшее семя, как камень глубоко внутри нас. В ней нет жизни, но она может ожить. Ей нужна вода -–не та вода, которая нужна нашему телу. Нашей душе нужна духовная вода -–ей нужен Дух Святой, чтобы ожить.
Но дело в том, что мы этого не понимаем.
Мы поим водой своё тело – и оно живёт.
А вот душу чем мы только ни пытаемся поливать – и всё бесполезно. И мы в растерянности.
– А что если попробовать, как та самарянка, найти человека, с которым получиться выстроить хотя бы относительно приличные отношения?
Возможно, она потеряла пять мужей, и больше ей не хотелось ни с кем связывать себя обязательствами. Но вряд ли.
Гораздо вероятней, что она искала кого-то, кто мог хотя бы заботиться о ней, защищать её –в то время женщины нуждались в защите – и, кто знает, может быть, заодно полюбил бы её. Шесть замужеств говорят о том, что у неё не всё было в порядке, что она несколько запуталась.
-Так чем мы пытаемся «поливать» свою душу? Выпивкой, наркотиками, шопингом и другой ерундой, желанием стать знаменитым, искусством и музыкой, нашими детьми и семьёй, работой, уходом в виртуальный мир, где мы можем хоть что-то контролировать, политической, социальной или религиозной борьбой?
Но дело в том, что эта вода не подходит для нашей души.
И вместо того, чтобы открыться, душа ещё плотнее закрывается.
Поймите меня правильно. Я не пытаюсь сказать, что где-то внутри нас спрятано маленькое физическое нечто, что и является нашей душой, которую мы могли бы разглядеть, вооружившись достаточно сильным микроскопом. Я просто использую образный язык, чтобы описать реальность, которая превосходит всё, что мы можем увидеть, потрогать или почувствовать.
Но, если всё же душа распахнётся, если она раскроется – как скала в Исходе или как земля, когда из неё появляются первые ростки (в числе прочих вещей, которые я делаю каждый год, пока я нахожусь здесь, я фотографирую первые ростки, которые появляются в нашем церковном саду – маленькое «чудо») – если вдруг этот расточек проклюнется, ему понадобится живительная вода.
Эта вода как та, которой мы крестим – посмотрите на плакат справа.
Нужно пить Его слова, испить Его чашу и позволить Духу Божьему войти в нас.
Эта вода напоит жизнью росток и раскроет его. Эта вода станет источником внутри нас и наполнит нас жизнью. Эта вода не иссякнет вовек.
Я не говорю, что достаточно попросить живой воды у Христа и начать пить её, как мы избавимся от разочарований, одиночества и пустоты. Нет, конечно. Но Его Слово всегда будет направлять и питать нас; с нами всегда будет Тот, Кто поможет, и нам было обещано, что ничто не может отлучить нас от Божьей любви – даже сама смерть.
Иисус говорит женщине: «Я прошу у тебя воды, потому что Я Тот, кто мог бы дать тебе воду живую, если бы ты попросила меня.»
2. Иисус говорит – Я могу попросить у тебя воды, потому что я тебя знаю.
Он рассказал этой женщине про её прошлое и настоящее, чем поразил её.
Возвратившись в свой город, она говорит: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала.» (Евангелие от Иоанна 4.29)
Христос знает нас.
Он знает наше прошлое, наши сокровенные секреты – то, чего не знают наши ближайшие друзья. Он знает, когда мы лжём и чего боимся. Он знает наши обиды и потери, и ту боль, что запрятана далеко внутри. Он знает, чем мы гордимся и чего стыдимся.
Мы ничего не можем спрятать от Бога. Когда я служил в Лондоне, я навещал наших прихожан и иногда замечал в домах постер со следующими словами: «Христос – глава дома, невидимый гость за каждой трапезой, безмолвный свидетель каждого разговора.» Возможно, эти слова должны воодушевлять, но лично меня они довольно сильно пугают! Как будто за тобой 24 часа в сутки следит камера, установленная Богом.
Но поразительно, что Бог действительно нас знает, мы не можем ничего от Него спрятать, Он знает худшее о нас – и несмотря на это Он нас любит.
Он знает, что у самарянки весьма сомнительное прошлое и не менее сомнительное настоящее, но Он всё равно её любит.
Именно поэтому Он приходит к ней и просит её – такую как она есть – дать Ему воды.
Я много раз был свидетелем тому – здесь, в Москве – как люди приходят в церковь, особенно впервые, и их встречает Христос. Он затрагивает какую-то глубокую струнку, и они начинают плакать – обычно все плачут, хотя некоторые смеются – каким-то особенным, глубинным смехом. И, когда они открываются Христу, то тайное, что сидело глубоко-глубоко, выходит наружу. Они открываются Христу, чтобы Он утолил их жажду, с такой готовностью, которая могла бы посрамить бывалых прихожан; и по мере того, как они получают Его любовь, Христос – который знает нас – начинает Свою работу в них, начинает исцелять их.
3. Иисус говорит, Я могу попросить у тебя воды, потому что я пришёл, чтобы принести нечто новое.
Самарянка понимает, что Иисус не просто какой-то пророк, а тот самый пророк, которого ждали самаряне. Который научил бы их. И она задаёт Ему принципиально важный вопрос: «Наши предки служили Богу на этой горе – Геизим – но вы, евреи, говорите, что вам надлежит служить Богу на горе Сион, в Иерусалиме. Кто же прав?»
Иисус говорит, правильный ответ на этот вопрос – в Иерусалиме, потому что Бог дал Свой обет еврейскому народу, сказав, что Его имя будет обитать в иерусалимском храме и что Он принесёт спасение этому миру через еврейский народ.
Но Он говорит, что близко то время, когда неважны будут горы, география и национальности. Благодать Божья разольётся от Него ко всем людям. Всё, что вы должны сделать – говорит Господь – это слушать Меня; дайте Слову Моему войти в вас и Духу повести вас.
«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» Евангелие от Иоанна 4:24
Чтобы поклоняться Отцу в духе и истине, важно обрести баланс между ними.
Если сделать основной упор на Дух, можно зайти неизвестно куда. Кажется, что всё правильно, и мы поступаем по своим ощущениям. И в конце концов, это приводит к очень странным и опасным учениям.
А можно впасть в другую крайность и руководствоваться только истиной, словами Христа; если интерпретировать писание строго в свете церковной традиции – мы в конце концов превратим христианскую веру в свод правил, которым мы должны следовать.
Если мы хотим исповедовать живого Бога, нам нужны и Дух, и истина. Мы не можем понять истину без Духа, а следовать за Духом мы можем, только руководствуясь истиной.
Но сейчас, в том «времени, которое настало уже», народ Божий в своём поклонении Отцу не разделен ни на расы, ни на горы, ни на языки, ни на обычаи.
Иисус действительно пришёл сделать нечто радикально новое. Он пришёл объединить разобщённых людей.
Позже апостол Павел напишет о том, что во Христе нет ни раба, ни свободного, ни иудея, ни эллина, ни женщины, ни мужчины. Но все и во всём – Христос.
Мы соединены во Христе, мы части друг друга, мы нужны друг другу.
Вот почему я люблю эту общину. Здесь собраны люди со всего мира – пожалуй, со всех континентов, кроме Антарктиды – которые вместе славят Отца.
Так что, да, – говорит Иисус, — Я, еврей, могу попросить у тебя, самарянки, воды.
4. Иисус говорит – Я могу попросить у тебя воды, потому что Я Мессия.
«Знаю, что придет Мессия, то есть Христос, когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, который говорю с тобою.» Евангелие от Иоанна 4:25-26
Мессия, Христос, помазан Богом на царство, Он правитель Божьего мира.
И этот Мессия может попросить у тебя воды!
——
Нам неизвестно, дала ли женщина Иисусу воды. История об этом умалчивает.
Но мы знаем, что женщина просит Иисуса дать ей живой воды – и источник живой воды совершенно очевидно забил у неё в душе.
Она бежит обратно в город – оставив кувшин у колодца – и говорит людям: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?»
Какая перемена произошла с той женщиной, которая в полном одиночестве пришла за водой в полдень – может быть, она избегала людей из-за того, что они могли сказать о ней. А теперь ей всё равно. Она хочет привести людей к Тому, Кто изменил её жизнь. И обратите внимание – она не проповедует. Она рассказывает о том, что с ней произошло, она задаёт вопрос и зовёт всех пойти и посмотреть.
Согласно традиции, считается, что Фотиния пошла из Самарии в Карфаген, продолжая свидетельствовать о том, что сделал Иисус. В Карфагене её приговорили к смертной казни за веру в Христа.
По легенде, в которую я не очень верю, её бросили в высохший колодец.
Но, если это правда, то это логично. Потому что она свидетельствовала нам, что в наших высохших колодцах, на наших одиноких горах, в наших затерянных пустошах, есть Тот, Кто может дать нам живой воды, и эта вода забьёт ключом в нас и приведёт к вечной жизни.
Нужно просто прийти к Христу и попросить у Него живой воды.