История Ирода – это светский скандал на высшем уровне.
Ирод Антипа (не путать с Иродом Великим, который пытался убить младенца Христа) был женат на дочери Арета IV, царя соседней Набатеи.
Но когда Ирод находился в Риме – он неоднократно выпивал с будущим императором – он встретил там Иродиаду, жену своего брата Филиппа, и сошёлся с ней.
Узнав об этом, жена Ирода, которая оставалась в то время в Иудее, поспешно ретировалась в Петру, в крепость своего отца. Тогда Ирод женился на Иродиаде, а Арета пошёл войной на Ирода и Иудею, чтобы отомстить за оскорбление, нанесённое дочери.
Это был настоящий бедлам, в котором был замешан ребёнок – Саломея – дочь Иродиады и Филиппа. То, что она там выделывала, танцуя перед Иродом и его дружками на его дне рождения, сегодня почти наверняка расценили бы как разврат, в который её вовлекли мать и отчим.
Поведение Ирода и Иродиады не только прямо нарушало закон Ветхового Завета (Левит 18:16), но было ещё и предательством – оба бросили своих супругов.
Из того, что мы знаем о представителях династии Иродов и об Ироде Антипе (а мы знаем о них достаточно много не только из Библии, но и от еврейского историка Иосифа Флавия, жившего в 1 веке нашей эры) – и, в частности, о поспешном обещании, которое Ирод дал дочери Иродиады, – непохоже, что развод Ирода и женитьба на Иродиаде были политическим шагом. Напоминает в чём-то Генриха VIII, но это был скорее импульсивный поступок из-за любви, или – назовём вещи своими именами – из-за сладострастия.
Разумеется, теперь такого не бывает!!!
То есть, повсеместно. Мы видим это на наших экранах: то одна, то другая знаменитость бросает своего партнера ради кого-то ещё. Случается подобное и в зарубежной диаспоре.Люди приезжают сюда, разводятся с жёнами и женятся на ком-то помоложе, кто сулит им новую жизнь (как правило, именно мужчины).
Тем из нас, кого миновал этот соблазн, легко – пусть не говорить, но думать, что мы лучше.
Однако это может случиться с каждым.
Опасность подстерегает нас, когда мы уверены, что этот грех нас не коснется.
Христианский писатель и проповедник Гордон Макдональд написал книгу «Как упорядочить свой внутренний мир». Хорошую книгу про то, как привести в порядок свой внутренний мир.
После того, как он её написал, его спросили, на чём его мог бы подловить дьявол. Писатель честно ответил, что не знает, но уверен, что точно не на личных отношениях. И года не прошло, как он завёл роман с секретаршей. Об этом он рассказывает во второй книге, которая, кстати, гораздо лучше первой, – «Как восстановить свой сломанный мир».
Апостол Павел пишет: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.» 1 Послание Коринфянам 10:12
А теперь о проповедниках.
Мы видим мужество Иоанна Крестителя.
Он осуждает как обычных людей, так и тех, кто обличён политической властью.
Обратите внимание – он обличает Ирода за его личное аморальное поведение, а не за социальную политику, которую тот проводит.
Как правило, Церковь критикует политических лидеров именно за их социальную политику, а вовсе не за их моральный облик, хотя одно неразрывно связано с другим.
Образ жизни правителей, монархов и политиков очень важен не только потому, что он влияет на решения, которые они принимают, но и потому, что он задаёт тон всему обществу. Если можно королю или королевскому министру, то значит, можно и мне, простому человеку.
И вот Иоанн Креститель – с невероятным мужеством – упрекает Ирода.
Он знает, что это будет стоить ему жизни.
В этой связи вспоминается Амвросий, который обличал Императора Феодосия в 390 году, после того как тот огульно приказал казнить 7000 жителей Фессалоники после восстания.
Приходит на ум Иоанн Златоуст, который самоотверженно обличал образ жизни при дворе и особенно императрицы, за что и был сослан.
Да и Томас Мор отказался признать развод Короля Генриха VIII, потому что
он считал этот поступок неправедным. И поплатился жизнью.
Но обратите внимание – это важно – Иоанн не обвиняет Ирода. Он не говорит ему, что тот проклят и попадёт в ад. Он не говорит, что Ирод не должен править, потому что согрешил.
Он всего лишь раскрывает правду. Правду о том, что Ирод сделал неправедно в глазах Господа: «Не должно тебе иметь жену брата твоего.»
Обратите внимание на местоимение ТЕБЕ в этом предложении. Иоанн не пишет статью в газету с осуждением Ирода. Он делает нечто гораздо более серьёзное. Он идёт лично к Ироду и говорит: «По закону не должно тебе иметь жену брата твоего.»
А дальше мы видим, как один грех тянет за собой другие, если не раскаяться.
В глубине души Ирод знает, что неправ. Совесть у него нечиста.
Но – и в этом-то вся беда – он ничего не делает, чтобы исправить положение.
Он не уходит от Иродиады, он не раскаивается.
Вместо этого он решает перестраховаться и отправляет Иоанна в темницу, чтобы тот не натворил неприятностей – и так воюем с набатийцами – и с удовольствием общается с ним (хотя в другом евангелии говорится, что он ждёт взятки). Но он не послушался Иоанна.
И в конце концов Ирод совершает нечто гораздо худшее, чем прелюбодеяние с женой брата.
Он приказывает убить Иоанна.
Грех ведёт к греху. Как было с Царём Давидом.
Он прелюбодействовал с Вирсавией, а потом, чтобы скрыть это, отдал приказ, приведший к смерти её мужа. Он фактически его убил.
Но между Давидом и Иродом огромная разница.
Потому что, когда Пророк Нафан, подобно Иоанну Крестителю, обратился к Давиду, обличая его действия, и пригрозил Божьим судом, Давид услышал его.
Он знал, что был неправ, но, в отличие от Ирода, он искренне раскаялся.
И, наконец, о разводах, которые, увы, случаются.
Развод — это неправильно, за исключением редких случаев. Иисус допускает развод в случае, если один из супругов изменил другому, а я думаю, это надо понимать в более широком смысле, даже когда физической измены не было.
А как правило, развод – это неверный шаг. Слишком лёгкий это выход из положения: вместо того, чтобы преодолевать трудности, мы бросаемся в новые отношения. Развод расторгает наши обеты и превращает наши слова в ничто, он подрывает доверие и сбивает людей с толку. Он ломает детей.
Но когда человек осознаёт и признаёт свою вину (с кем-то из вас это может происходить прямо сейчас), необязательно расставаться со своим новым партнёром (Давид не ушёл от Вирсавии после того, как соблазнил её). Однако необходимо прийти к Богу, признать, что ты был неправ, и просить Его о милости и прощении, принять последствия и вернуться к жизни в Боге, исходя из того, что произошло. Это касается новых отношений и, возможно, прежнего партнёра (послушайте меня внимательно, это не так просто, как кажется!), которого надо полюбить более искренне, чем когда вы были вместе, не стараясь загладить предательство (всё равно не получится), не пытаясь искупить вину (не получится), но – бескорыстно, исходя из новой ситуации и делая всё, что в ваших силах для человека, для его блага. И, может быть, единственное, что вы сможете сделать, это смириться с его гневом, с его отказом разрешить вам видеться с детьми, и молиться.
Большинство из нас не в силах запереть на замок неудобного проповедника. Зато мы можем запереть нашу совесть, когда Бог стучится в наши сердца и головы.
Мы можем отвергнуть Слово Божье или исказить его так, чтобы услышать то, что мы хотим слышать. Но, как в истории с Иродом, это приведёт к ещё большему греху.
Или мы можем внять Слову Божьему, раскаяться в грехе, попытаться исправить что возможно и жить в свете непередаваемой Божьей милости, прощения, Божьего замысла и любви.