Иисус мог бы спасти Лазаря.
Он мог бы пойти в Вифанию, услышав о болезни Лазаря, и исцелить его. Но Он этого не делает: «Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.» Евангелие от Иоанна: 11: 5–6
У Иисуса была более серьёзная задача
– важнее, чем спасение Лазаря, Его друга, от смерти
– важнее, чем спасение Марфы и Марии из пропасти одиночества и сиротства.
Иисус хотел показать им, а через них и нам, славу Божью.
Мы часто взываем к Христу, чтобы Он избавил нас от боли, решил наши проблемы, спас нас от отчаяния и печали.
Иногда Он откликается сразу, чудесным образом.
Но очень часто мы не получаем сразу ответа.
Мы молимся о мире, а мир не настаёт. Скорее, ситуация только ухудшается.
Мы ищем работу – стараемся быть верными Христу – а наши поиски остаются бесплодными.
Мы надеемся, что у дорогого нам человека наладится жизнь – мы молимся, а Бог не делает ничего.
В болезни мы ищем помощи Божьей, а облегчения не наступает.
И кажется, что Иисус далеко.
Но в этой истории есть надежда. Есть причина, по которой Иисус медлит – даже, если она не очевидна. Он хочет, чтобы мы хоть краешком глаза увидели Славу Божью.
Дважды в этом отрывке Иисус говорит:
Стих 4: «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.»
Стих 40: «не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»
Так что же это за слава, которую Он хочет показать?
- Он хочет показать людям хотя бы отблеск сердца Божьего.
Слава Божья в том, что прославлен Сын.
«…но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Слава Божья проявляется через отношения Отца и Сына.
Они настолько связаны, настолько близки, настолько «на одной волне», настолько соединены друг с другом, что, когда прославлен Один, прославляется и Другой.
Когда Иисус стоит у гроба Лазаря, Он молится вслух, чтобы все слышали: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили они, что Ты послал Меня.»
Воскрешая Лазаря, Он хочет показать людям, что Бог – Его Отец. Он взывает к Нему: “«Отче!» И Он хочет, чтобы они знали, что к ним послал Его Бог.
Иисус выходит из самого сердца Создателя, Он и есть Его сердце. И Отец Сам посылает Своё сердце в мир.
Иисус – сердце Божье – пребывает одновременно и с нами, и с Отцом. (Кстати, это вовсе не догматическое богословие, а моя поэтическая метафора.)
Это сердце связывает воедино Отца и Сына.
Это сердце обращено к нам.
Это сердце видит опустошение, которое приносит смерть, видит скрытую скорбь Марфы и нескрываемое, страстное переживание Марии и тех, кто с ней, и плачет.
Это сердце сострадает и открывается нам.
Это сердце готово жить среди нас, формировать нас и приобщать к жизни Отца и Сына.
Когда наступают тёмные времена. Когда мы идём долиной смертной тени.
Если мы обратимся к Христу, возможно, Он не сразу отзовётся.
Он может помедлить, как в случае с Лазарем, когда Он задержался на два дня.
Но, если мы верны и не отступаем – кстати, мы можем быть с Ним предельно честными – вспомните, как Марфа с Марией говорят Ему те же слова: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.» Евангелие от Иоанна 11:21. Это крик гнева, разочарования и отчаяния. «Ты покинул нас в беде!»
Так вот, если несмотря на всё смятенье, мы держимся, мы увидим Его любовь.
И даже больше, мы разделим Его любовь.
Апостол Павел пишет: «мы … хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» Послание к Римлянам 5:3-5
2. Иисус хочет, чтобы они увидели, что Он не только даёт жизнь, Он и есть жизнь.
Мария верит в воскресение в последний день.
Многие современные христиане верят в это. Мы верим, что после смерти нас ждёт воскресение.
Но Иисус предлагает гораздо больше.
Да, Иисус имеет власть над смертью.
Как вы помните, в Евангелии от Иоанна Иисус говорит нам, что Ему дана власть говорить с умершими, что умершие услышат Его, что те, кто верят Его слову, воскреснут, а те, кто отвергают Его, будут осуждены.
Теперь Иисус обращается к умершему, и тот слышит Его. Это невероятно. Он зовёт Лазаря – а Лазарь мёртв. Он не может ни слышать, ни отвечать. Но Иисус обращается к нему, и Его слова пронзают безжизненного Лазаря в самое сердце. И Лазарь слышит и повинуется.
Как мёртвые кости в 37 главе книги Иезекиля. – Дух Божий проникает в них и возвращает к жизни.
Но Иисус предлагает нам больше.
Он не только властен даровать жизнь умершим.
Он и есть сама жизнь. Он источник жизни.
И он предлагает Лазарю, Марфе и Марии, как и всем нам, связь с Ним, Который и есть жизнь.
Он не говорит: «Я даю вам воскресение и жизнь.» Он говорит: «Я есмь воскресение и жизнь.”
И, если мы услышим Его, если мы придём к Нему, если мы примем Его, мы не только получим жизнь – настоящую, истинную, духовную жизнь, которая начинает изменять и формировать наше физическое существование – но мы сольёмся с Самой Жизнью.
До сих пор мы существовали как зомби, как плоть, которая ходит и занята плотскими делами – ест, пьёт, занимается сексом, не занимается сексом, развлекается с друзьями, не развлекается с друзьями, стареет, умирает. Но Иисус говорит – если мы придём к Нему, мы оживём -–оживём по-настоящему, оживём духовно.
Иисус говорит Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» Евангелие от Иоанна 11:25-26
Наш мир не предлагает нам жить в стране живых. Он предлагает нам провести 70–80 лет в краю умирающих. Иисус не говорит Марфе: «Я дам Лазарю пожить ещё несколько лет в земле умирающих.» Он говорит ей и каждому из нас: «Я предлагаю Лазарю и вам жизнь в стране живых. Выходите из края умирающих и войдите в страну живых.» Вот, о чём говорится в Стихе 25.
Меня поразила молитва, которую мы читали во время утреннего молебна в субботу на Благовещение. Я поместил её в наши соцсети. Там есть такие слова: «Как живое Твое Слово, вечное на небесах, восприняло бренность нашей бренной плоти, так да родится в нас свет Твоей любви, чтобы наполнить наши сердца радостью…»
«Да родится в нас свет Твоей любви»
Когда мы принимаем Христа, Его Святого Духа, Его любовь входит в нас. Мы начинаем познавать самих себя -–любимых и прощённых Господом; мы можем взывать с любовью к Господу и о Господе. И по мере того, как мы начинаем осознавать, что Божья любовь живёт в нас и становится светом, она формирует наши мысли и чувства, она начинает вести нас, направлять нас. Это и есть та ЖИЗНЬ, о которой говорит Христос.
Воскрешая Лазаря, Христос показывает нам Свою славу, что Он и есть воскресение.
3. Иисус хочет показать им, что Он и есть Тот, кто несёт людям освобождение.
Обратите внимание на Его слова, «Отнимите камень…развяжите его, пусть идёт.»
А в главе 8 Он говорит: «…истина сделает вас свободными… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» Евангелие от Иоанна 8.32–36
Иисус может освободить нас от всего того, что мешает нам жить так, как подобает сыновьям и дочерям Божьим: от греха, который уничтожает нас и других; от страха смерти и мелких ежедневных «смертей», которые парализуют нас и не дают делать то, что хорошо, правильно и истинно, потому что мы опасаемся неудач, разочарования, позора, или боимся пропустить нечто лучшее. А Иисус освобождает нас от власти смерти.
Можно удивляться тому, что Иисус не приходит, когда мы Его зовём. Можно удивляться, почему Он далеко, а наши проблемы становятся только сложнее. Кажется, Бога нет с нами рядом. И мы недоумеваем, почему Бог далеко.
Вспомните историю о Лазаре: Иисус узнал о его болезни и выжидал два дня, а в результате Лазарь умер.
Он медлил не потому, что Он не любил Марфу, Марию и Лазаря, а как раз потому, что любил их. Он хотел, чтобы они увидели, что Он больше, чем просто выдающийся врач, который способен исцелять тяжелобольных. Он хотел, чтобы они увидели хотя бы отблеск Его любви, увидели, что Он и есть Жизнь; Он хотел показать им, что это Он отодвигает камни от гроба и дарует людям свободу. Он хотел показать им Свою славу.
Поэтому, когда в жизни происходят трагические события, когда наши молитвы остаются без ответа, когда кажется, что Бога нет с нами рядом – если мы обратимся к Христу, если мы откроемся Ему и будем честны, то в нужное время мы увидим Его славу.
Как сказано у Евангелиста Иоанна: « мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» Евангелие от Иоанна:1.14