ДАР КРЕЩЕНИЯ. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ 3.15-22

Сегодня мы вспоминаем крещение Иисуса Христа, и очень кстати Лео принимает крещение за сегодняшней службой.

Вы наверняка обращали внимание на слова, которые я произношу перед причастием: «Все, кто принял дар крещения, любит Господа нашего Иисуса Христа и хочет следовать за Ним, может причаститься здесь хлебом и вином».

Однажды, когда я произнёс эти слова в Англии, ко мне после службы подошёл мужчина, кажется, буддист, и спросил: «Почему только крещёные могут причащаться? Что за привилегии?»

Не помню, что я тогда ему ответил, наверняка придумал что-то умное – правда, где-то через полчаса после нашего разговора.

Но вот что интересно: чтобы стать членом любой организации, обычно необходимо что-то сделать – заплатить взнос, получить квалификацию, пройти интервью или инициацию. А единственно, о чём просит Христос, если мы хотим стать членами Церкви Божией, – это позволить облить себя водой во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Я бы хотел объяснить моему буддистскому собеседнику, что крещение – это дар, который предлагает нам Господь, и, если ты не готов получить дар крещения, то не сможешь принять Святые Дары – хлеб и вино – так, как их полагается принимать.

  1. Крещение – это история любви.

Это история признания Бога в любви.

Бог Отец открывает Свою любовь Своему Сыну: после того, как Иисус принимает Крещение, раздаётся глас с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором моё благоволение.»

Впервые мы ясно видим три Лица Троицы – Бог Отец говорит, Бог Сын утверждается, а Бог Дух Святой нисходит в виде голубя.

 На классических древнерусских иконах Крещения круг наверху обозначает Отца, луч от Отца нисходит и касается Сына, а в луче изображён голубь.

В Крещении Иисуса нам открывается отблеск любви между Отцом, Сыном и Святым Духом.

Но Крещение также раскрывает любовь Сына Божьего к нам.
 «Когда же весь народ крестился, и Иисус тоже крестился…»

Люди, которые приходили к Иоанну креститься, были готовы получить прощение от Господа, которое Он предлагал им из любви к ним.
Они поняли, что живут, отвернувшись от Бога.
Они осознали, что сосредоточены на земных вещах, а не на небесных.

Это не значит, что они были «плохими», – некоторые из них могли быть очень хорошими и добродетельными просто они жили так, как будто Бог не существует, опираясь на свои силы, по своему плану.
 
Но, когда Иоанн стал проповедовать, они услышали Слово Божие, призыв Создателя раскаяться, обернуться, повернуться к Нему лицом и получить Божий дар прощения, Божий дар любви.

Они пришли к Иоанну получить дар от Бога.

Когда они позволили ему омыть их в водах Иордана, они были готовы получить дар от Господа, получить прощение от Бога и позволить Богу очистить их.

Иисус тоже приходит к Иоанну креститься.

Не странно ли это, ведь Иисус никогда не отворачивался от Бога.
С двенадцатилетнего возраста Он осознаёт, что Он Сын Божий. И мы знаем, что на Иисусе «не было греха».
Ему не нужно было креститься.
 
И всё же Он принимает Крещение – из любви, чтобы уподобиться нам.  
 
Крещение Иисуса это повторение Рождества и предвосхищение Креста.

В Рождество Сын Божий становится одним из нас, Он уподобляется нам в своей немощи и беззащитности.  
На кресте Сын Божий из любви к нам уподобляется нашей греховности. Как пишет апостол Павел, «Он становится вместилищем грехов ради нас».
Павел пишет, что Сын Божий, хоть и равен Отцу, опустошает Себя и принимает облик раба. Он рождается человеком и послушен до самой смерти.
А во время Крещения Сын Божий из любви уподобляется нам, когда мы, сокрушённые и нечистые, приходим получить прощение и Божию любовь.

      2. Крещение – это выражение нашей полной зависимости от Божией любви.
 

Прямо перед тем, как Иисуса арестовали, произошло следующее:

Он в последний раз встретился со своими учениками и последователями за трапезой.
Во время этой трапезы Иисус, как мы знаем, препоясался полотенцем, опустился на колени и стал омывать ноги ученикам, что подобало делать рабу.
Когда Он подошёл к Петру, Пётр остановил Его со словами: «Тебе ли умывать мои ноги? Не умоешь ног моих вовек.»
А Иисус отвечает Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со мною.»
Пётр был готов чтить Иисуса, восхвалять Иисуса, служить Иисусу и следовать за ним, но в гордости своей он не был готов принимать ничего от Иисуса.

Христианская жизнь начинается с действия, в котором мы совершенно беспомощны и зависимы от Бога.

Мы позволяем другому человеку облить нас водой, не ради него, а во имя Отца, Сына и Святого Духа.

Смысл крещения не в том, что мы должны что-то сделать для Бога. Когда нас крестят, мы приходим к Богу абсолютно беспомощными и позволяем Богу сделать для нас всё.

Я обращаюсь к тем из вас, кого я очень люблю, но кто воспитан в баптизме и утверждает, что крещению должна предшествовать вера.
Откуда вы знаете, что у вас достаточно веры, чтобы принять крещение?
Откуда вы знаете, что вы достаточно покаялись?
А что, если вас крестили в юности, а потом вы отпали от веры, а затем вернулись уже взрослым человеком и думаете: «Возможно, тогда я не был настоящим христианином; возможно, я не верил по-настоящему. Может быть, мне надо заново креститься?»
Если действенность крещения зависит от нас, от нашего решения, оно никогда не будет прочным. Разве мы можем судить, полностью ли мы покаялись и есть ли у нас вера? Может быть, нас захлестнула волна эмоций или захотелось быть «как все».
Но, если крещение зависит от Бога, тогда оно непоколебимо.

Конечно, здесь нужна вера.
Без веры в Христа нет спасения.
Но это вера в того Христа, который встаёт на колени и омывает наши ноги – даже ноги Иуды.
Это вера в того Христа, который даёт нам в дар крещение, как гарантию того, что наше спасение зависит не от нас, а только от Него.
 
Я понимаю Мартина Лютера, который в самые тяжкие для него времена, когда он во всём сомневался, включая свою собственную веру, вырывался из своего отчаяния со словами: «Но ведь я был крещён!»
 
В некоторых реформаторских церквях на крестинах детей читают такую молитву:

Для тебя, дитя, пришёл Христос,
Он боролся и страдал.
Для тебя Он вступил в тень Гефсимании,
Испытал ужас Голгофы.
Для тебя Он произнёс: “Свершилось!»
Для тебя Он воскрес из мёртвых и вознёсся на небеса,
И там Он заступник твой, хоть ты и не знаешь об этом.
Так исполняется слово Евангелия –
«Он возлюбил нас. Давайте же возлюбим Его.»

 
3. Крещение — это обетование Святого Духа.

Иоанн крестил водой.
Но он говорит о том, что Иисус будет крестить Святым Духом и огнём.
Мы часто думаем о воде, как о символе крещения. Перед вами на стене изображение крещения – человеку на голову льют воду.

Однако в Главе 3 Евангелия от Луки превалирует образ огня.

И если вы опять посмотрите на изображение на стене, вы увидите, что половину полотна занимает вода, а половину – огонь.

Когда принимает Крещение Иисус, нисходит Дух Святой.

В этом случае зримый и ощутимый – в образе голубя.

А для нас крещение – когда бы оно ни произошло – это обещание, обетование Святого Духа.

В Деяниях Апостолов – очень ранней истории церкви – мы несколько раз  читаем, как Святой Дух нисходит на разных людей, когда они принимают крещение, даруя некоторым способность говорить на иных языках. В одном случае Святой Дух появляется до крещения, и апостол Пётр спрашивает: «Почему этим людям не надлежит принять крещение?»

Но существуют и другие случаи. Например, в Деяниях Апостолов мы читаем, как крестятся целыми семьями, но ничего зримого и ощутимого не происходит.

А как насчёт многочисленных крещений в наши дни, когда крестятся взрослые и дети, а ничего зримого и ощутимого тоже не происходит?

Значит ли это, что Дух Святой не сходит?

Вовсе нет!

Позвольте мне повторить ещё раз.  Как следует из Писания, из Посланий к Римлянам 6.4 и к Колоссянам 2.12, крещение — это не то, что мы делаем, а то, что совершает Господь, то, что Бог дарует нам.
 
Вот вам наглядный пример.

Во время крещения Бог даровал маленькому Лео Святого Духа. Это не значит, что до крещения Святой Дух не был с Лео, но крещение  – это гарантия, которую Бог даёт нам, Его обетование, печать, что Он даровал Лео Святого Духа, что теперь Лео часть Божией семьи.

И мы молимся, чтобы Лео рос, окружённый заботой и вразумлением своих родителей Даниэля и Полины и крёстных, и был всегда открыт Святому Духу, чтобы Дух Святой в нём никогда не угасал, чтобы он рос и утверждался в Святом Духе, верил и надеялся на Бога, который даровал ему Христа и дар крещения в знак того, что Лео принадлежит Ему.

Конечно, в жизни у Лео будут трудные моменты, будут испытания, минуты упрямства и богоборческого бунта, и снова и снова раскаяния, но мы молимся и надеемся, что, идя по жизни, Лео позволит Святому Духу, этому божественному огню, наполнить его и зажечь. Чтобы, где бы он ни был, он был как Божие пламя и зажигал тех, кто рядом.  

Есть такая история об Отцах Пустынниках III-IV веков.
 

«Приходит как-то к игумену Иосифу игумен Лот и спрашивает: «Отче, на сколько хватает мне сил я соблюдаю скромное правило молитвы, поста, размышления и молчания, и на сколько хватает мне сил я очищаю воображение моё. Что ещё я должен делать?» Старец, поднявшись, воздел руки к небу, и его пальцы стали как огненные факелы, и он сказал: «Если ты захочешь, ты весь обратишься в пламя.»

Хелен Уодделл «Отцы Пустынники», стр.158

Крещение – это потрясающий дар нам от Бога.
Это дар Божией любви, который раскрывает эту любовь.
Это дар, который выражает нашу полнейшую зависимость от Бога.
Это дар, в котором заключается Божие обетование Святого Духа.  

Разумеется, вера в Бога необходима. Но это вера не в нашу собственную веру, а в Бога, который дал нам Дар Крещения как осязаемое физическое свидетельство   Своей любви, Своего прощения и Святого Духа.
Так что, если вы приняли крещение, живите им, живите верой в Бога, который любит вас.

Позвольте Святому Духу преобразить вас.

А если вы ещё не приняли крещение, – честно говоря, я не понимаю, почему люди не ломятся в двери церквей, чтобы их крестили.
Не потому, что это некий ритуал, который необходимо пройти, не потому, что у вас в семье так принято, не потому, что это обеспечит пропуск в рай, а потому, что это невероятный дар Божий.

И нужна только готовность смириться перед Богом и получить этот дар.