Эти три недели перед Великим Постом мы размышляем о даянии и читаем строки из послания апостола Павла христианам города Коринфа.
Сегодня мы поговорим О ПОВОДЕ ДЛЯ ДАЯНИЯ.
Повод очень прост. Его можно выразить одним словом – ЛЮБОВЬ.
Мы даём деньги на то, что мы любим, потому что мы это любим.
Это работает и наоборот тоже.
Хочешь узнать, что тебе дорого, посмотри, на что ты тратишь лишние деньги – те, что остаются после оплаты твоих насущных потребностей, насущных потребностей тех, за кого ты отвечаешь, и оплаты таких вещей, как налоги.
(Между прочим, оплата налогов – это не просто обязанность, прописанная в законе, но и духовная обязанность. Иисус призывает нас платить налоги).
А на что мы тратим то, что остаётся?
На более просторную или более современную квартиру, одежду, технику, рестораны, игры, сбережения, вложения, развлечения, путешествия, выходные и каникулы?
Мы тратим деньги на то, что мы любим.
Это и говорит Иисус в сегодняшнем Евангельском чтении: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.» (Евангелие от Луки 12:34)
Итак, Павел пишет коринфянам, которые пообещали собрать деньги для своих голодающих братьев и сестёр во Христе в Иерусалиме и Иудее.
Он говорит о щедрости Македонских церквей, «которые прежде всего отдали себя Господу.»
И он пишет: «Усердием других испытываю искренность и вашей любви».
Если их любовь искренняя, тогда они исполнят своё обещание пожертвовать деньги.
Если их сердца действительно с Богом, то они это сделают.
Но мне бы хотелось пойти еще дальше.
Если ты действительно любишь кого-то, ты отдашь последнее ради того, кого любишь.
Иисус рассказывает историю человека, который собирал жемчуг. Он находит жемчужину, которую искал всю свою жизнь, которая бесценна. И он продаёт всё, что у него есть, чтобы купить её.
Это то, что делает Христос.
Он отказывается от всего ради нас.
Прямо перед тем, как взойти на крест и быть распятым за нас, Иисус встречается с учениками для последней трапезы.
Во время трапезы Иисус встаёт, снимает с себя верхнюю одежду, и, взяв полотенце, препоясывается, опускается на колени и начинает умывать ноги ученикам. Хотя это должен делать раб.
Умывая ноги ученикам, Иисус показывает им, что Он для них готов сделать.
Или, как сказано в Главе 2 Послания к Филиппийцам, «Он [Иисус], будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» (Послание Филиппийцам 2.9)
И Он сделал это ради нас:
«Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.» (2 Послание Коринфянам 8:9)
Он пожертвовал всем,
стал человеком,
стал рабом,
был послушен до самой смерти,
даже прошёл сквозь ад ради нас,
… чтобы мы обрели богатство.
Не материальное, но гораздо более важное богатство! Надеюсь, вы понимаете, о чем я говорю.
Он пожертвовал собой, чтобы мы могли стать целыми, совершенными, общаясь с Ним, с Его Отцом через Святого Духа. Он пришёл, чтобы мы могли – как я наглядно объяснял на прошлой неделе – подобно потерянным кусочкам паззла встать наконец на своё правильное место. Он опустошил Себя, чтобы наполнить нас Своим Святым Духом, Своим телом, Своей Церковью, надеждой, смыслом, прощением, миром, силой и Своим присутствием.
Иисус отдал Себя за своих врагов, чтобы мы – враждебные Ему – стали навечно Его друзьями.
Великая заповедь, которую мы получили в дар от Христа, это заповедь любви.
– Любить Бога
-Любить ближнего как родного
И если мы действительно научимся любить, любить Бога, любить ближнего, и наша любовь будет искренней, тогда мы уподобимся Христу. Мы научимся давать.
Мы будем давать – мы будем жертвовать – на проповедь Евангелия, наблаговествование об Иисусе Христе, на дело провозглашения любви Христовой.
Мы будем жертвовать Церкви, церковному служению, священнослужителям, миссионерам и администрации, которая помогает воплотить это в жизнь.
Называя вещи своими именами, если мы не будем поддерживать церковное служение, здесь, в Церкви Святого Андрея, служения не будет.
Со стороны Великобритании и Англиканской Церкви никакого финансирования нет. Многие думают, что раз Англиканская Церковь — это государственная церковь в Англии, она должна получать деньги от государства или посольства на служение здесь или на само здание церкви.
Но это не так.
Служение в Англиканской Церкви – как здесь, так и в Соединенном Королевстве, – зависит полностью от пожертвований.
А так как люди ничего не дают, церкви вынуждены закрываться, и приходится сокращать штат священнослужителей.
И мы полностью зависим от ваших пожертвований на дело служения.
Некоторые говорят – я люблю Иисуса Христа, но в церкви Его не проповедуют. Там проповедуют определенное отношение к сексу, вакцинам и правым или левым политическим партиям.
Что ж, в таком случае не давайте ничего. Но не используйте это как предлог, чтобы не жертвовать на церковное служение в целом. Пожертвуйте на другую церковь или другую миссионерскую организацию, которая проповедует Христа. И не будем уподобляться христианам Коринфа, которые собирались пожертвовать, да так и не собрались.
И здесь мы подходим ко второй, возможно, более серьёзной проблеме.
Если мы искренне любим Бога, значит, мы будем любить наших братьев и сестёр во Христе.
Христиане для нас гораздо больше, чем просто ближние.
Ими движет та же любовь, что и нами, у них то же сердце, они часть той же семьи.
Они наши братья и сёстры во Христе.
Мы части одного тела.
Они такие же кусочки паззла. Без них мы не достигнем целостности и полноты.
И вот Павел призывает христиан Коринфа проявить жертвенную любовь к другим верующим, даже тем, которых они никогда не видели и не увидят. Коринф находится далеко от Иерусалима.
8 стих Главы 2 Послания Коринфянам – это пример того, что Церковь Божия действует как единое целое.
Если одна часть Церкви испытывает финансовые затруднения из-за болезни, последствий изменения климата, голода или войны, а другая наслаждается изобилием, та часть, которая в довольстве, должна помочь той части, которая испытывает нужду.
Почему?
Потому что в нас живёт Божия любовь, и мы часть друг друга.
В Первом Послании Иоанна сказано: «А кто имеет достаток в мире и видит брата своего в нужде и затворит от него сердце свое, как пребывает в нем любовь Божия? (1Послание Иоанна 3:17)
Почему?
«… чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность.» (2 Послание Коринфянам 8.13–14)
Кстати, это не значит, что не надо жертвовать на другие добрые начинания, такие, как благотворительные обеды для голодающих школьников Африки (Mary’s Meals) или нашу Лавочку.
Люди будут жертвовать на нуждающихся детей, на онкологические исследования, на бездомных, на животных, даже на реставрацию храма. На что они не будут жертвовать, так это на служение или на нуждающихся христиан. Почему мир должен тратить на это деньги?
Мы говорим о нашем Господе и нашем народе (в том смысле, который выходит за рамки семьи и государства).
Как Христос, который был богатым, стал бедным, чтобы мы, которые были бедны, смогли разбогатеть, так и мы становимся беднее, чтобы другие могли разбогатеть.
Мы отдаём и беднеем, чтобы благую весть о Христе провозглашали людям, чтобы те принимали Христа и становились нашими братьями и сёстрами.
Мы даём, потому что видим, что члены нашей духовной семьи в нужде.
Теоретически я всё понимаю.
Я прекрасно понимаю, что со своей зарплатой британского настоятеля я гораздо богаче многих (особенно здесь).
Более того, я получаю множество писем из африканских и азиатских церквей с просьбой о деньгах, и я даже не отвечаю на них.
Я знаю, что я часто говорю «нет» незнакомым людям, которые просят у меня денег.
Мысль о том, что я отдаю десятую часть того, что получаю, а возможно, и больше, может, конечно, успокоить мою совесть – но это знает один Господь.
Я слышу, как Иисус хвалит вдову, которая «отдала всё, что имела.»
Я слышу повеление Иисуса молодому правителю продать всё, что у него есть, раздать бедным и следовать за Христом.
Я уверен, что это относится не ко всем.
В Посланиях Павла нас призывают работать и зарабатывать, чтобы иметь возможность давать. И он тут же поясняет, что мы не должны отдавать столько, чтобы нуждаться самим: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть.» То есть в этом мы не должны подражать Иисусу, который всё для нас отдал.
Я читаю эти строки и понимаю, что я ещё не созрел.
Деньги не потеряли надо мной свою власть.
Но я надеюсь, что я расту.
Я надеюсь, что я открыт Святому Духу и слушаю Его. Я молюсь, чтобы с годами я становился щедрее и жертвовал больше своего времени и денег.
Я надеюсь, что Господь Иисус будет значить для меня всё больше, что моя любовь к Нему будет возрастать, что я буду больше отдавать (10, 20, 30 процентов – неважно сколько), сколько смогу, на служение, на проповедь благой вести об Иисусе Христе, на добрые дела, и особенно, на нужды моих братьев и сестёр во Христе.