Четыре обещания. Евангелие от Иоанна 14.15–21

Я одновременно ненавижу и люблю проповедовать Евангелие от Иоанна!

Ненавижу – потому что там столько всего, и оно такое сложное.

Люблю – потому что там столько всего и вечно открываешь для себя новые истины. Евангелие от Иоанна как шахта – чем глубже копаешь, тем крупнее и ценнее находишь алмазы.

Вот и сегодня такая же история. Хотя я подозреваю, что мы не будем особенно глубоко копать. Мы только соскребём верхний слой.

В главах 13–17 Евангелия от Иоанна Иисус говорит с учениками. Это Его последний вечер с ними, Его последние слова. Этим вечером Он будет предан Иудой и арестован. На следующий день, примерно в 9 утра, Его распнут на кресте, а около 3 часов пополудни Он умрёт.

Иисус знает, что Его ученики будут раздавлены. Он знает, что они будут растеряны и сломлены, что они будут чувствовать себя брошенными и потеряют надежду. Он знает, что они готовы будут оставить надежду, которую Он им дал, и потерять веру в то, чему Он их учил и что Он наказывал.

Зная всё это, Он говорит с ними.

Мы с вами живём после Воскресения. Мы знаем, что Христос вернулся. Мы знаем, что Он жив.

Но сколько раз за жизнь мы переживаем моменты, когда кажется, что Иисус ушёл непонятно куда, когда «здравый смысл» этого мира (который не видит и не знает Бога) кажется таким убедительным, когда наши молитвы остаются без ответа, когда чувствуешь, что связи с Ним нет, когда чувствуешь себя брошенным.

Я думаю, слова Иисуса обращены и к нам тоже.

  1. Иисус обещает ученикам, что они не сдадутся. Он говорит: «Если вы любите меня, то будете исполнять мои заповеди».

Он не говорит: «Если вы любите меня, вам следует исполнять мои заповеди».

Это не условие. Это не проверка. Это просто утверждение, а возможно и обещание.

«Если вы любите меня, то будете исполнять мои заповеди».

То есть, Иисус говорит, что даже если Его заберут от них, они не сдадутся, если любят Его.

Он говорит, что даже если нам кажется, что Он оставил нас, мы будем соблюдать Его заповеди, если любим Его.

Даже если Меня нет с вами, – говорит Он, – вы будете соблюдать то, чему Я вас учил. И вы не отступитесь, даже в трудный момент.

В этом есть глубокий смысл.

Если мы полюбим Христа, нам захочется радовать Его и делать то, что Он говорит.

Если мы полюбим Христа, мы будем исполнять Его заповеди, даже если это сложно или мы не понимаем зачем, потому что мы учимся доверять Ему.

Если мы полюбим Христа, мы начнём любить то, что любит и хочет Он. И, конечно же, мы захотим соблюдать Его заповеди.

Мы полюбим наших братьев и сестёр. Это великая заповедь, данная Христом, о которой пишет Евангелист Иоанн Богослов. Христос говорит со Своими учениками и наказывает им «любить друг друга». Мы полюбим их, потому что у нас один Дух, одна надежда, одна судьба. И в нас зарождается любовь к Тому, Кого любят они – к Христу.

Мы полюбим других, потому что увидим в них взрослых и детей, которых любит Господь;

Мы захотим сделать всё, что в наших силах, ради благоденствия других – материального и духовного. Мы будем желать процветания каждому и возненавидим несправедливость.

Мы всеми силами будем бороться за мир – мир между нами и мир с Богом в душах людей.

Мы будем просить прощения, если обидим кого-то, будем прощать, когда кто-то обидит нас, будем молиться за своих врагов, будем вставать на колени и омывать ноги другим, даже тем, кто предаст нас.

И мы будем любить Его, будем преданы до конца, будем достойны Его любви, будем расти в нашей вере, в нашем понимании и любви.

Иисус обнадёживает своих учеников. Он констатирует факт: ««Если вы любите Меня, то будете исполнять Мои заповеди».

2. Иисус обещает послать им Святого Духа.

«И я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек».

Очень сложно – просто невозможно – исполнить заповеди, полагаясь только на себя. Но Иисус обещает ученикам попросить Отца прислать им Духа Святого.

По-гречески Дух обозначен словом parakletos, чтов переводе значит Защитник, Помощник, Покровитель – тот, кто становится рядом с нами и говорит с нами о Боге и говорит с Богом за нас.

Это Дух Истины. Он раскрывает нам Истину – Божью истину, о Божьей любви, о нашей потребности в Боге. Он зажигает в нас искру любви к Богу и Христу, Сыну Божьему. Он вселяет в нас тоску по Богу. Он начинает открывать нас Слову Божьему и открывать Слово Божье нам. Он помогает нам понять и принять Слово Божье. Он помогает нам помнить, что говорил Христос. Он помогает нам в молитве, помогает взывать к Богу в любви и тоске, и даже молится вместе с нами. 

В старинных переводах слово parakletos интерпретируется как Утешитель.   

По-английски слово Утешитель – Comforter – изменило с тех пор своё значение. Оно ассоциируется с комфортом – комфортными одеялами, комфортной вкусной едой, зоной комфорта. На ум приходят мохнатые тапочки, мягкий диван и теплое одеяло.     

Но в прошлом слово комфорт имело гораздо более сильное значение. Оно означало прийти и укреплять: ‘com-fort’. 

На Байосском гобелене, который изображает нашествие Вильгельма Завоевателя на Англию в 1066 году, есть одна сцена, надпись под которой гласит: «Епископ Одо утешает войска». Изображённый Байосский Епископ Одо с огромной дубиной в руке сплачивает войска.

Так и Святой Дух сплачивает, снаряжает и ободряет нас в нашем служении Богу.

Это Святой Дух вытаскивает нас из кресла и ставит на колени. Это Святой Дух выгоняет нас из зоны комфорта и заставляет служить другим. 

Иисус, которого вот-вот заберут от учеников, обещает им, что они не останутся одни. 

Другой Утешитель придёт, другой займёт Его место и будет говорить им о Боге и Богу о них. Этот Утешитель, Дух Истины, никогда их не оставит.  

3. Иисус обещает вернуться к ним.

 «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». (14.18)

Иисус уходит от них. 

В Евангелии от Иоанна трудно понять, о чём говорит Христос – о своём распятии и смерти или о времени после Вознесения (которое мы празднуем в этот четверг), когда Его заберут на небеса.   

Но мне кажется, это неважно.

Иисус обещает ученикам, что не оставит их сиротами. что бы ни случилось. Он вернётся к ним.

Он повторяет то, что сказал ранее в Главе 14 Евангелия от Иоанна. Он говорил, что идёт «приготовить им место». И продолжает: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Евангелие от Иоанна 14.3

Но это не только обещание им. Это обещание и нам тоже. 

Я рассказывал вам о двух своих знакомых, которые видели Христа своими глазами, но это исключение. Сегодня любящие Его призваны жить верой, а не тем, что видят. 

Временами мы чувствуем, что Господь наш Иисус Христос с нами – настолько реально Его присутствие.  

Но бывают периоды, когда кажется, что Его забрали от нас, что Он ушёл от нас. 

И всё же это обещание. 

Так как Он воскрес из мёртвых, так как Он жив, хоть мы и не видим Его, мы тоже будем живы. 

Это обещание, что Он не оставит нас сиротами. Он придёт к нам. Он будет приходить к нам иногда – в мелочах, ободряя, внушая чувство духовной близости.  Мы встретим Его в других людях, в словах Библии, в знаках Его присутствия среди нас – в хлебе и вине, воде и елее.  Всё, что мы должны делать, это не терять веры с помощью Святого Духа, посланного нам, и ждать с упованием.   

Однажды Он вернётся за нами, и мы увидим Его воочию. 

Как пишет Евангелист Иоанн в своём послании: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Первое Послание Иоанна 3–2.

Как в словах о сошествии Святого Духа, так и в словах о созерцании Христа, Иисус предупреждает учеников, что даже, если они познают Святой Дух и «увидят» Его, мир останется слеп к Нему.

Это обратная сторона любви к Нему.   

Если нацелить свою любовь на вещи видимого мира, если жить ради положения в обществе, вещей, секса – ты не увидишь Бога. Ты не узнаешь Святого Духа и не «увидишь» Христа – ни глазами веры сейчас, ни глазами, которые мы обретём в воскресшем теле. 

Думаю, вы знаете это. Говорить о Боге с человеком, лишённым малейшего духовного интереса, всё равно что биться головой о кирпичную стену. Он не способен увидеть того, что нам кажется очевидным. По словам Христа, «Мир не может принять [Духа Истины], потому что не видит и не знает Его».      

Помочь в таких случаях могут не более сильные и громкие доводы, не более весомые стимулы, не более действенные угрозы, а  более отчаянные молитвы и более сильная любовь.

4. Иисус обещает им, что они станут частью Божьей жизни, жизни Троицы. 

«В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.» ст. 20

В тот день – это день Воскресения, та первая Пасха, когда Иисус воскрес из мертвых -–в тот день они начали понимать отношения между Отцом и Его возлюбленным Сыном, они начали понимать, что они тоже могут познать Отца, как знает Его Христос. Но это было только начало. 

Я подозреваю, что «тот день» — это день, когда мы увидим Христа лицом к лицу в раю. 

И вот тогда мы поймём. 

Апостол Павел пишет в Главе 13 Первого Послания Коринфянам: «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.» 

Нам полностью откроется любовь Отца к Сыну и Сына к Отцу, восхищение Отца Сыном и Сына Отцом. Мы увидим, что Они вовек неразделимы, принадлежат друг другу и что сердце Одного есть сердце Другого.

И мы начнём понимать, что мы тоже часть этого союза, потому что мы неотделимы от Христа. Мы будем любимы и будем любить.  И вот тогда мы полностью познаем нашу истинную сущность, нашу сокровенную причастность, нашу величайшую славу и совершенную судьбу.