Сегодня мы встречаем двух людей, которые отправились в путешествие. С одной стороны, в обычное путешествие из Иерусалима в Эммаус, а с другой стороны – не совсем обычное.
Вначале, когда воскресший Иисус встречает двух учеников, они не узнают Его. Он спрашивает, о чём они рассуждают, а ученики, как описано в Евангелии, «остановились с печальными лицами».
А потом мы читаем, что когда они продолжают свой путь, а Иисус разъясняет им Писание – «сердца их горели в них».
Это удивительное ощущение, надеюсь, вы испытывали нечто подобное – необязательно связанное с Богом – когда то, что вы слышите, настолько исполнено смысла, объясняет так много непонятного и приносит столько радости – что чувствуешь себя полным жизни и огня. Сердце горит в груди.
Позже, когда их путешествие подходит к концу и они приглашают Незнакомца войти с ними в дом, а Он преломляет хлеб, – они узнают в Нём Христа.
Простите мне, что я вкладываю евангелисту Луке в уста слова, которые он не говорил, но которые, как мне кажется, истинны.
Многие из нас «затвердевают» в своих убеждениях, застревают в них. И вместо радости ониприносят нам огорчения. Не останавливайтесь там, где вы сейчас. Не застревайте.
Один пожилой человек перестал ходить в церковь. На вопрос, почему, он ответил: «Да не за чем. Я уже всё это слышал.»
Что ж, во-первых, это вызов нам, проповедникам. Мы должны стараться постоянно открывать что-то новое для себя и для тех, кто нас слушает. Кьеркегор как-то сказал: «Иисус превращал воду в вино. Церковь (и в этом контексте я бы сказал «проповедники») совершили ещё большее чудо. Они превратили молодое вино Царства Божьего в воду.»
Меня спрашивают, использую ли я свои старые проповеди. Честно говоря, крайне редко. Зачем? В прошлом году я смотрел на всё «прошлогодними» глазами, проблемы были прошлогодние, да и люди были «прошлогодние». Я проповедую уже чуть больше 40 лет и должен заметить, что каждый раз, когда я открываю Библию, я нахожу там что-то новое, что Святой Дух высветил для нас по-новому сегодня.
Во-вторых, даже, если вы «всё это уже слышали», это не повод, чтобы перестать ходить в церковь. В церкви не только слушают и получают знания – хотя это, конечно же, важно. В церкви мы учимся давать и – что еще важнее – мы учимся общению с другими верующими.
А в-третьих, как вы могли всё это уже слышать раньше? Чудеса и любовь Божьи беспредельны.
Не застревайте.
Те двое учеников увязли. Они не могли избавиться от своих представлений о том, что Мессия придёт с огромной армией, как политический вождь, чтобы освободить народ Израиля от римских оккупантов. Они никак не могли понять, как Иисус, если Он действительно был Мессией, мог окончить жизнь распятым на кресте всё теми же римскими оккупантами. «А мы надеялись было, – говорили они – что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.» Евангелие от Луки 24:21 Люди нередко зацикливаются в своих убеждениях. Мы считаем, что, раз мы принадлежим Богу, раз мы связали с Ним свою жизнь, Он должен осыпать нас благами. И мы не понимаем, почему с нами и с нашими близкими случаются неприятности. Но те двое хоть и застряли, потом сдвинулись с мёртвой точки. А всё потому, что они находились какое-то время с Христом и слушали Писание. Он объясняет им, что согласно Священному Писанию, Мессия должен был пострадать, прежде чем попасть в Своё Царство, что Мессия должен был умереть, а потом воскреснуть. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» Евангелие от Луки 24:26 |
Возможно, Он рассказал им о Моисее-
(как тот беглецом скрывался в пустыне и пас овец), об Иосифе (забытом в темнице), о Давиде ( изгнанном в пустыню), о слуге Божьем, о котором говорится в 53 главе Книги Пророка Исайи – который пострадал, прежде чем прославиться, о таинственном «Сыне Человеческом», о котором говорится в Главе 7 Книги Пророка Даниила – который сначала сокрушён, а потом оправдан, о Пророке Иеремии (которого сбросили в колодец, потому что он был верен откровениям, которые посылал ему Господь), о многих веровавших мужчинах и женщинах, которые были готовы пострадать и умереть за обещанные Богом грядущие Царство и Славу.
Внезапно для тех двоих всё это обрело смысл.
Нам, как правило, воскресший Христос не является телесно. И не помогает понять Писание.
Но мы верим в силу Святого Духа, который помогает нам понять – когда мы молимся и размышляем, через свой опыт и опыт других людей.
В Главе 8 Деяний Апостолов говорится об одном Ефиоплянине. Он тоже путешествует – из Иерусалима в Эфиопию. По пути он читает Главу 53 Книги Пророка Исайи. Святой Дух посылает к нему апостола Филиппа, который подходит к нему и спрашивает: «Разумеешь ли, что читаешь?» На что Ефиоплянин отвечает: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» И тогда Филипп рассказывает ему об Иисусе.
Не застревайте и не печальтесь!
Если вы чего-то не понимаете в Библии, не отвергайте её, лучше поразмышляйте над тем, что непонятно. Поговорите с кем-нибудь из наших прихожан, задайте вопрос в библейском клубе, в молодёжной группе, спросите своих друзей.
Дело не в том, что вы неправы, а в том, что вы могли что-то упустить.
Двое путешественников в Эммаус не ошиблись в своей надежде на Христа. Но они выпустили важнейшую деталь – страдание – которая всё меняет.
Я молюсь о том, чтобы, читая и изучая Библию, и слушая тех, кто толкует её (в книгах, онлайн или лично), мы бы понимали её всё лучше и яснее, и это понимание приносило бы нам мир, надежду и радость, а сердца наши горели бы в нас.
Но это не конец путешествия.
Мы призваны не просто узнать Слово Божье.
Мы призваны узнать Того, о Ком говорится в Писании, – Иисуса Христа. Обратите внимание на эти слова: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.» Евангелие от Луки 24:27
Цель путешествия – это не набить голову знаниями, а увидеть Славу Христову.
Те двое увидели Его, когда Он разломил хлеб.
Мы не знаем, как Господь открыл им глаза; но это без сомнения сделал Он.
Ст.16: «Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.»
Ст.31: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его.»
Может быть, когда Он взял хлеб, у Него засучился рукав и обнажились раны на руках.
Может быть, то, как Он благословлял хлеб, нельзя было ни с чем спутать – только Иисус так делал.
А может быть, они внезапно понимают, что перед ними Христос, в тот момент, когда Он преломляет хлеб?
Преломление хлеба совершается не просто для того, чтобы с кем-то поделиться. Это то, что произошло с телом Христовым. Это образ всего того, о чём говорил Иисус. Мессия, Царь, должен был быть сломлен на кресте.
И именно это они упустили.
Они видели, как Иисус взял хлеб и благословил его, поблагодарил за него. Они видели, как Иисус раздал хлеб.
Но они пропустили момент преломления хлеба.
Они думали, что Иисус пришёл, чтобы вести их от успеха к успеху, от одной победы к другой.
Но перед Воскресением, перед Вознесением, перед возвращением во славе – должно было произойти преломление.
Поэтому, когда Иисус берёт хлеб, и, благословив его, ломает, глаза их открываются. Они видят Его.
Я молюсь о том, чтобы сегодня, когда мы благословим и преломим хлеб, мы увидели сломленного, распятого, воскресшего и вознесшегося Господа нашего, Иисуса Христа.