Видеть ясно и судить правильно. Евангелие от Луки 12.49-56

Иисус идёт в Иерусалим – к Своему «исходу», к крестной смерти.

На проповедь остаётся совсем мало времени.

Он проповедует Царствие Божие.
Он призывает людей покаяться и жить, как подобает гражданам грядущего Царства.
В частности, в главе 12 Евангелия от Луки он призывает народ видеть ясно и судить правильно.

Глава начинается и заканчивается одним и тем же – Иисус предостерегает людей от лицемерия.

«Критес» дословно означает «суд», а «хипокритес» – «суд над» кем-то.

В главе 12, ст. 1 Евангелия от Луки Иисус обращается к толпе со словами: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.» Берегитесь их учения и суждений, которые они выносят.

А здесь, в главе 12 ст. 56 он обвиняет толпу в лицемерии, в ветреных суждениях, которые они выносят, в нежелании смотреть вглубь.

Иисус пришёл не только затем, чтобы внушить неясные духовные переживания или дать совет, как жить более успешной и полноценной жизнью.

Он пришёл не просто, чтобы утешить нас в тяжёлые времена и уверить, что Бог любит нас и впереди мир иной, лучший.

Иисус революционер. В полном смысле этого слова. Но Он пришёл не для того, чтобы перевернуть мир вверх тормашками, потому что мир и так уже был перевернут. Он пришёл, чтобы вернуть его в нормальное положение.

Он пришёл, чтобы сотрясти глубочайшие убеждения и подвергнуть сомнению наши суждения.

Он говорит ученикам и народу, что Он «огонь пришёл низвести на землю» (Евангелие от Луки 12:49); жгучее, всё пожирающее и очищающее пламя Божьего суда.

Возможно, самое серьёзное испытание, это испытание самим Христом.

Он говорит ученикам и народу, что Он центральная фигура Царства Божия и всей истории человечества; что Он Мессия, царь грядущего Царства; что Он предвечный Сын Божий, совершенное отражение Бога.

Он говорит им, что о нас судят по нашему отношению к Нему, по тому, как мы отвечаем Ему, по тому, как мы судим о Нём.
В некотором смысле, Он никого не судит. И в Евангелии от Иоанна Он говорит, что никого не осуждает. Он пришёл, чтобы проповедовать истину и милосердие, и прощение Божье. Он говорит слова Божьи, а мы судим о себе по тому, как мы откликаемся на эти слова.

Если мы решим отвергнуть Его, тогда и нас отвергнут. Если мы примем Его и Его дар прощения и Святого Духа, мы будем жить.

Один из разбойников, распятых вместе с Христом, присоединился к приговору, который наш мир вынес Иисусу. Он видел распятого Иисуса, того самого, который в глазах общества, народа потерпел поражение, и смеялся над Ним.

Но другой разбойник не присоединился к насмешкам. Он увидел себя и Христа правильным видением и сделал правильный вывод. Он возражает первому разбойнику: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли.» Он видит, что Иисус ни в чём не повинен, что суждение света ложное, и он взывает к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидеши во Царствие Твое.»

И ещё одно испытание. Иисус пришёл, чтобы создать новую семью, новый народ, святой народ, Царственное служение – соединяя не по крови, не по принадлежности к одной биологической семье, но по вере в Него.  Это семья, которая важнее наших человеческих семей – напротив, как мы читаем в этом Евангельском отрывке она разделит традиционные семьи.

Отец будет против сына … (Евангелие от Луки 12:53)
Я хотел бы сказать несколько слов об этом, потому что смысл этих строк можно очень легко исказить.

Иисус не призывает тех, кто следует за Ним, бросать семьи.

Вовсе нет.

Ветхозаветная заповедь чтить своих родителей остаётся в силе.
Иисус критикует тех, кто пренебрегает своими родителями, прикрываясь религиозными обязательствами.
Апостол Павел говорит, что тот, кто не заботится о своей семье, хуже неверующего.
Но, по его словам, если всё-таки придётся выбирать между семьёй и верой в Христа, продолжай чтить своих родных,  однако Христос должен быть превыше всего.
Иисус говорит о ситуациях, когда люди настолько ненавидят то, что Он отстаивает, что, если их родные станут христианами, их будут обвинять в предательстве семьи, лишать наследства, от них отрекутся, и даже их жизнь может быть в опасности.
Я познакомился с Санджитом в Хайдарабаде. Он был родом из мусульманской семьи, но стал христианином. И его семья отреклась от него и наложила на него фетву.
  
Иисус говорит, что Он принёс другой взгляд на вещи.
 
Например, Он говорит о тучах на западе и ветре с юга. Люди смотрят на них и понимают, какой будет погода. Тучи с запада несут дождь. Ветер с юга сулит страшную жару.
В английском языке есть поговорка: «Если небо красно к вечеру, пастуху бояться нечего. Небо красно по утру, пастуху – не по нутру.» Так оно часто и бывает. Если небо красно к вечеру, это значит, что следующий день будет пригожим.
 
Иисус упрекает собравшихся не потому, что нехорошо судить о погоде по тучам или по ветру, но потому что мы видим только то, что на поверхности: мы не смотрим вглубь.  

Мы смотрим на внешнее, а не на внутреннее.

Более того, мы смотрим на вещь или на человека как на нечто совершенно иное, что не имеет к нам никакого отношения, что может угрожать нам, и тогда это надо отвергнуть; или наоборот представляет интерес, поскольку может оказаться нам полезным; или  – может нам понравиться, и тогда должно стать нашим.

Мы не видим, что все вещи и люди имеют свою целостность и созданы Богом Любви, но ищем, как бы их использовать. Мы не смотрим вглубь человека или вещи и не видим их в перспективе вечности; мы не видим их как возлюбленных Богом и вызванных к жизни Его Словом.

Иисус говорит нам, что, когда мы смотрим только на внешнее, мы ведем себя как лицемеры, как ложные судьи.  

А Иисус пришёл, чтобы научить нас видеть по-новому.
 
Это следует из сегодняшнего чтения – из Послания к Евреям.
Нам говорят о мужчинах и женщинах, которые жили верой, глядя в невидимое, в грядущее Царствие.
Они совершали невероятные вещи – «прошли по морю… завоёвывали царства… затыкали пасть львам… воскрешали из мёртвых».
 
Но в этом отрывке также говорится о людях, которые, благодаря своей вере, были готовы выносить чудовищные страдания (их высмеивали, бичевали, заковывали в цепи и заточали в темницы. Их побивали камнями, распиливали надвое, убивали мечом. Они скитались в пустынях и горах, пещерах и недрах земных.)   
И делали они это, потому что они не судили, как судил мир, но судили праведно. Они видели грядущее Царствие Божие и жили для Него.   

Иисус пришёл, чтобы опровергнуть цели нашей жизни – поиски успеха, статуса, влияния, богатства и счастья. Он показывает нам новый образ жизни – крестный путь, самоотречение, освобождающую надежду на Господа, послушание, которое нелегко даётся, даже если за ним следуют страдания и гонения. Он говорит о крещении, которым Он сам должен креститься. Он говорит о Своей смерти. Он говорит о том, как трудно ему смириться с ней (это нечасто можно услышать из уст Иисуса). Он не хочет этого. Но он молится и говорит: «Не моя пусть воля будет, но Твоя.»

Сколько здесь драматизма – огонь, суд, разделение. Но Иисус говорит о столкновении двух царств – игре престолов во вселенском масштабе.

Молитесь, чтобы благодать Божья позволила вам ясно видеть и правильно судить.   

Молитесь, чтобы видеть в Христе центр мироздания.

Молитесь, чтобы видеть в людях, в Церкви – не учреждение, а народ Божий, который жил и живёт в разные времена и в разных странах и который доверился Христу, видеть в ней вашу настоящую и окончательную семью.   
Молитесь, чтобы видеть других людей через призму веры – как людей, созданных и любимых Богом.

Молитесь, чтобы мы видели такие простые вещи, как ветер и тучи, не просто как что-то, из чего можно извлечь пользу – предсказать погоду и сделать вывод, что нужно захватить зонтик, – но как знаки любви Божьей и Царства Божьего. 


Через несколько минут мы приступим к причастию хлебом и вином.

Это хлеб и вино, и с чисто биологической точки зрения они остаются хлебом и вином. 
Но, вкушая, молитесь, чтобы вы могли вкушать с верой, глядя сквозь видимое, в невидимое. Потому что тогда мы увидим в этом хлебе и вине присутствие Господа Иисуса Христа, Его Тело и Кровь, и тогда Причастие станет для нас знаком любви Божьей, присутствием Бога в нас, тем, что соединяет нас в одну семью Божью и Царствие Божье.