Даяния в тяжёлые времена. Второе послание Коринфянам 9. 6–15

В начале этого года мы начали серию бесед о даянии. Нам удалось провести две, и как раз Глен должен был провести третью.

К сожалению, нам помешало известное событие.
Я собирался провести третью беседу сегодня. Но недели две назад опять произошли некоторые события, и я подумал, что, наверное, надо изменить и чтения, и тему. 

Действительно, как можно говорить о щедрости в такое время?

У кого-то почти ничего нет.
Людям надо сосредоточиться на себе.
Надо выживать.
Надо обеспечивать себя и свою семью.

Но вы же знаете, что так не бывает, и подчас, когда очень тяжело, люди становятся особенно щедрыми.
Апостол Павел, обращаясь к ранним последователям Христа в древнем городе Коринфе, пишет о даяниях македонян: «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.» (2 Послание Коринфянам 8:2)
 
А если мы не скупимся, особенно в тяжёлые времена, мы можем всё больше походить на Иисуса Христа и обретать свободу.

В главе 9 Второго послания Коринфянам апостол Павел говорит о благословении даяния.
Когда мы даём, – говорит он, – благословение получает тот, кто даёт, тот, кому дают (в данном случае, церковная община) и сам Господь Бог.

«Кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт.» (Второе послание Коринфянам. Глава 9.6)

Эти слова перекликаются со словами Иисуса: «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Евангелие от Луки. Глава 6:38)

А далее апостол Павел пишет:
«Если мы даём свободно и без принуждения, Бог обогатит нас всякою благодатью, чтобы мы были богаты на всякое доброе дело» (ст. 8)
«Если мы даём, Бог умножит плоды правды нашей». (ст. 10)
«Если мы даём, мы во всём будем богаты». (ст. 11)

Обратите внимание, это не обещание, что, если вы будете щедры, Бог сделает вас материально богаче.

Хотя иногда мы слышим и такую трактовку.

Как в истории про мультимиллионера, который решил рассказать о своём успехе в жизни прихожанам одной церкви в Англии. «Я приехал в эту страну с десятью фунтами в кармане, – начал он. – Я отдал их, и Бог дал мне 100 фунтов. Я опять отдал их, и Господь послал мне десять тысяч. Я и их отдал, а Господь дал мне миллион фунтов. Я отдал этот миллион, и вот я мультимиллионер.»
И тут одна маленькая старушка сзади крикнула: «Давай дальше. Вперёд!»

Но нет. Следовать за Иисусом и учиться щедрости – это вовсе не путь к богатству. Вспомните самого Христа. Или апостолов. Они не были богатыми. На протяжении одной недели в 1997 году скончались две знаменитые женщины: принцесса Диана и Мать Тереза. Когда зачитали их завещания, выяснилось, что принцесса Диана оставила 20 миллионов фунтов, а Мать Тереза – два сари и ведро.

Как сказал кто-то, и, возможно, это лучшее из того, что я слышал о даянии: «Если вы пожертвовали десять процентов своего дохода, можно с уверенностью сказать только одно – у вас будет на десять процентов меньше денег.»  

Так как же тогда понимать эти слова: «так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость» (ст. 11)

1.Замечу – это обращено не к отдельным людям.
ВЫ в 11 стихе – это ВЫ ВСЕ – обращение, которое встречается в греческом оригинале Нового Завета.   .
Если один человек в общине жертвует, обогатится вся община во всех смыслах – материально, потому что кто-то пожертвовал ей деньги, и не только. 
Это хороший пример для подражания. Община научится жертвовать. Нуждающимся помогут. Люди увидят вашу покорность Богу и поймут, что Евангелие, Благая Весть Иисуса Христа, преображает жизнь. Они будут молиться о вас, и все будут благодарить Господа.

 
2. И всё же эти слова обращены и к отдельным людям тоже к каждому из нас, когда мы жертвуем.
 Это то, что я называю «круговой щедростью».   

Во время великих испытаний существует два пути.

Мы можем уйти в себя. 

И это «естественное», инстинктивное желание. 
Внешний мир полон опасностей. Что ждёт там человека, особенно в тяжёлые времена? Мы все под угрозой, нам всем нужна пища. Внешний мир порочное место – мы съедим или нас съедят. И мы замыкаемся в себе. Уходим внутрь.   
Возводим прочные стены, вешаем большие замки на дверь. Хватаемся за то, что у нас есть. Держим крепко – не разжимая рук. И завязываемся узлом. Дальше идти некуда.  

Или мы можем научиться давать и не замыкаться в себе. 

Этот замкнутый круг разрывается удивительными актами милосердия – когда Господь Иисус Христос жертвует собой ради нас, а Отец посылает нам Святого Духа. И вместо того, чтобы уходить в себя, мы начинаем раскручивать пружину и расти.

Мы даём и обнаруживаем, что мы созданы для того, чтобы давать.

Мы становимся богаче как личности – но богаче в том, что действительно важно. Щедрость порождает щедрость. Щедрость не только в отношении денег, но и – благодарности, времени, служения и молитвы – иногда слёзной.

 И мы начинаем понимать, что, если мы искренне и добровольно даём, Бог заботится о нас, и даже если мы испытываем финансовые трудности, то начинаем понимать, что в этом нет ничего страшного.

 Я снова размышлял о строке в ОТЧЕ НАШ «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Какие странные слова просит Иисус своих учеников повторять в молитве – если только у них не было серьёзных сложностей с добыванием насущного хлеба.

Зажиточные люди произносят ОТЧЕ НАШ. Они могут спорить о том, какой вариант молитвы лучше.Те, кто с учениками Иисуса, взывают к Богу с отчаяньем и в то же время с уверенностью: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь!»

Такой жизнью, мне кажется, жили Иисус и община его учеников. Они каждый день во всём зависели от Бога. Поэтому им и открывались чудеса. Как-то раз, когда им надо было оплатить налог, Иисус отправил Петра ловить рыбу, а у пойманной рыбы во рту оказалась монета. И они оплатили налог. 
 
И хотя такая ежедневная зависимость от Иисуса весьма радикальна, и я не уверен, что многие добровольно выбрали бы подобный образ жизни (обычно так живут в коммунах, а не по отдельности), этот пример показывает, как мы могли бы жить.

Но я подозреваю, что многие из нас оказываются, скорее всего против своей воли, в состоянии величайшей беззащитности. Когда мы теряем любимых людей, или не знаем, на что мы проживём эту неделю, или нам приходится принимать невероятно тяжёлое решение, когда всё внутри протестует.

Но у нас всегда есть выбор.   

Держать или отпустить, уйти в себя или выйти к людям.  
А как только мы отдаём и отпускаем, мы начинаем расти всё больше и больше, и обнаруживаем, что смысл жизнь вовсе не в том, чтобы брать, а в том, чтобы давать, и во взаимозависимости.

А наше отношение влияет на других.
Есть такой рассказ об отцах-пустынниках. Одного отшельника спросили: «Почему некоторые из нас ведут невидимую брань, но не получают благодати, как наши предшественники?» Он ответил: «Потому что тогда любовь была правилом, и каждый из них тянул ближнего вверх. Теперь же любовь остывает, и каждый из нас тянет соседа вниз, и потому мы не достойны благодати.»  
Даяние и единство лежат в основе жизни Троицы – любить, почитать и славить друг друга. 
И обратите внимание, в нашем сегодняшнем чтении апостол Павел говорит о взаимосвязи верующих: дары коринфских христиан обеспечивают потребности христиан Иудеи, которые голодают. А они, в свою очередь, «будут молиться за вас по расположению к вам». (ст. 14)

Давая то, что в наших силах, мы возрастаем в щедрости, и это касается не только денег, но и времени, гостеприимства, служения другим, молитвы за других, доверия Богу и хвалы Богу.   

Друзья мои, никто из нас не знает, что сулит нам будущее. 
По мере того, как всё выходит из под нашего контроля, а мы становимсяболее уязвимы, слова «Хлеб наш насущныц даждь нам днесь» становятся всё важнее.
Здесь в церкви мы знаем это как никто. После периода относительной финансовой стабильности у нас прорвало трубы, и нам приходится выворачивать карманы, чтобы заменить их. И всё-таки я уверен – нельзя закрываться или, получая, стараться сохранить для себя, нужно открыться и давать. 

Щедро давать Божьей общине – а за всё время моего служения мне не встречалось церковной общины, которая была бы важнее теперешней, где Евангелие было бы более насущно, или где присутствие Бога было бы ощутимей.  И хотя мы получаем деньги за концерты и от помещений, которые мы сдаём, мы тем не менее нуждаемся в ваших пожертвованиях.     
Щедро давайте тем, кто нуждается. 

Давайте щедро, но мудро, людям, которые просят у вас на улице. 
В своей книге «Глядя на восток зимой» Роуэн Уильямс цитирует русскую христианку, которую интервьюировали на телевидении в советскую эпоху. Её спросили, помогает ли ей христианство стать счастливой. Она ответила: «Христианином становишься не для того, чтобы быть счастливым. В Церковь приходишь не в поисках счастья, а для того, чтобы жить».