Поцелуй, новые ризы и живая вода Писания. Заключительная проповедь О. Малькольма Роджерса в Церкви Святого Андрея в Москве. Послание к Колоссянам 3.12–17

«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ст.15

Начну с того, что вчера я писал эту проповедь в полном смятении – мы терялись в догадках, что нас ждет. Я далеко не был уверен, встретимся ли мы сегодня.     

[В субботу 24 июня Пригожин и ЧВК Вагнер подняли мятеж и пошли на Москву]  

А нам нужен мир.  Мир в наших отношениях — о чём говорится в этом отрывке –  («И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».Послание к Колоссянам 3:15) и мир в наших душах.

Так что на прощанье я бы хотел дать вам четыре напутствия. Они взяты из Послания к Колоссянам 3. 12–17, и, следуя им, мы обретём мир. 

Помните, что вы избраны, святы и любимы 

«как избранные Божии, святые и возлюбленные» (Послание к Колоссянам 3.12)

Это действительно отправная точка для всего. 

Когда Иисус крестился, с небес раздался голос: «Се Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволенье». 

Когда мы принимаем крещение, мы уподобляемся Христу в Его крещении, в Его жизни и в Его воскресении. Мы крепко-накрепко приклеиваемся к Христу. Поэтому, когда Бог смотрит на Иисуса, Он видит нас – неотделимых от Христа. 

Раз Иисус избранный, святой и возлюбленный, то и мы избранные, святые и возлюбленные. 

В крещении используются три символа. 

Первый – это вода. С нас смывают грязь, мы прощены.

Второй – это свеча. Мы получаем Духа Святого. 

А третий – это крест, который священник начертывает у нас на лбу. 

Я часто называю этот знак божественной печатью. Господь отмечает нас своей печатью – теперь мы принадлежим Ему. Где бы мы ни были, особенно когда мы удаляемся от Бога, достаточно поднести руку ко лбу, чтобы вспомнить, что мы не принадлежим этому миру, мы не принадлежим даже себе, мы принадлежим Богу. Только когда мы в союзе с Ним, мы действительно дома.

Но можно рассматривать этот знак креста и как поцелуй Бога. Когда на лбу у тебя священник начертывает крест, Господь как бы целует тебя со словами: «Ты избранный мой, святой и возлюбленный.»    

Помните, что вас избрали. Не вместо других людей, а ради других людей.

И помните, что Бог любит вас. 

Это так раскрепощает, укрепляет и освобождает! 

Он знает каждого из нас. Он знает, насколько мы запутаны. Он знает наш гнев, наши страсти, обиды и страхи. Он знает, всё, что мы сделали. Он знает наши мысли. От него ничего не утаишь. 

И, тем не менее, Он всё же избрал нас, призвал к Себе и любит.   

Так что с нами, честное слово, всё в порядке.

Не надо притворяться – с Ним можно быть до конца откровенным.   

И ничего не надо доказывать – ни семье, ни миру, ни себе самому. И не надо пытаться всем понравиться. 

И, независимо от того, что считает этот мир, так как мы избраны, святы и любимы, мы важны. 

Была в Англии одна духовная наставница, Джулиан из Норвича, которая написала в своих размышлениях: «Всё будет хорошо». Да, возможно, придётся пройти сквозь огонь, возможно, придётся пострадать, но, в конце концов всё будет хорошо.   

Как пишет апостол Павел, «Любящим Бога всё содействует ко благу».

Помните, что Бог любит вас.  

Облекитесь в прекрасные ризы, которые Господь даёт вам.  

 «Облекитесь в любовь»(ст. 14)

Святой Дух протягивает вам одеяние. Эти великолепные ризы- дар Божий. Тот, кто облекается в них, сам становится источником света.

Это одеяние даётся каждому, кто получил дар Божией любви. Всё, что нужно сделать, это взять его и надеть.   

Это ризы любви. 

А разглядев пристально Божию любовь, мы найдём в ней

Сострадание – подлинное сочувствие и страдание за другого. Оно часто приходит к тому, кто сам знает, что такое страдание;

Доброту – будьте добрыми друг к другу! Будьте добрыми в поступках и в словах.    

Смирение – мы любимы. Нам не нужно ничего доказывать. Мы можем, если захотим, служить другим. Мы можем делать нечто подобное коленопреклонению и омовению ног другим. Мы можем действительно служить людям;

Кротость – мы любимы. Так что нам не нужно самоутверждаться;

Терпение – всё в руках Божиих. Он прекрасно знает, как управлять временем. Не надо Его торопить. 

И вот, надев эти ризы любви, мы начинаем терпеливо относиться друг к другу.

Мы все со странностями. Наши поступки раздражают других. 

Мы считаем некоторых людей занудами, некрасивыми, противными, заносчивыми и невеждами. Но не забывайте, что всегда найдётся кто-то, кто сочтёт вас занудой, замухрышкой, противным, заносчивым или глупым.      

Будьте снисходительны к другим. Дайте людям время. Относитесь к ним по-доброму и молитесь, чтобы Бог милостью Своей научил их мириться с вашими слабостями, терпеливо и по-доброму относясь к вам. 

А застёжкой на ризах любви служит прощение. 

«Прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы». (ст.13)

Мы часто говорим: «Я прощу, если он/она извинится».

Но это совсем не то. 

Господь простил нас задолго до того, как мы покаялись.

Он простил нас 2000 лет назад, когда Его Сын умер на кресте. Во время крещения нам напоминают об этом. Нас омывают водой в знак того, что наши грехи прощены, были прощены в тот момент, когда Иисус принял крестную смерть. В знак того, что Бог простил нас, прежде чем мы поняли, что нуждаемся в прощении.

И это относится в первую очередь к тем из нас, кого крестят в младенчестве. 

Во Французской Реформатской Церкви есть такая молитва:

Ради тебя, дитя, пришёл Христос,
Он боролся и страдал.
Ради тебя Он вступил в тень Гефсимании,
Испытал ужас Голгофы.
Ради тебя Он произнёс: “Свершилось!»
Ради тебя Он воскрес из мёртвых и вознёсся на небеса,
И там Он заступник твой, хоть ты и не знаешь об этом.
Так исполняется слово Евангелия –
«Он возлюбил нас. Возлюбим же и мы Его.»

Конечно, нам необходимо получить прощение, и мы просим о нём, но мы можем просить прощения у Бога именно потому, что Он уже простил нас.  

Бог первым возлюбил нас. Бог первым простил нас. В свете этого мы можем просить у Него прощения. 

Так что облачайтесь в ризы любви, которые протягивает вам Святой Дух. 

Облачайтесь в сострадание, доброту, смирение, кротость и терпение.

Терпите друг друга. 

Не забывайте про застёжку – прощение. Надо уметь прощать, потому что вас самих уже простили. Это то, чем скрепляются ваши новые одежды. Это то, что не даёт ризам упасть.  

Черпайте глубже Слово Христово. 

«Слово Христово да вселяется в вас обильно». (ст. 16)

Я надеюсь, что даже если вы ничего больше не извлекли из моих проповедей, вы поняли, что я страстно люблю Священное Писание и Слово Божие.

Я старался истолковать вам этот отрывок – и в проповедях, и через прочитанное мною, и на наших библейских занятиях. 

Не подменять написанное своими мыслями или тем, что я хотел бы увидеть там, что, кстати, здорово облегчило бы мою жизнь и сделало бы мои слова более удобоваримыми, но что, как мне кажется, и как открывается мне в молитве, там действительно сказано. 

Конечно, мы должны правильно толковать Писание. 

Нам нужна помощь наших братьев и сестёр во Христе, которые веками пытались понять Писание. Мы должны помогать друг другу понять его. 

И, безусловно, случается, что мы не можем понять написанное, и тогда надо просто признать это. 

Как-то раз один духовник попросил трёх своих учеников пояснить ему значение сложного отрывка из Библии. Первый объяснил по-своему, второй- по-своему; а третий сказал: «Я не знаю. Я просто слушаю.» И тогда духовник сказал: «Третий из вас начал понимать Писание».

Я знаю, что я часто бывал неправ. Я прошу прощения за это у вас и у Бога. 

Но нужно позволить Слову Христову «вселяться в нас обильно». Слово Христово испытывает и учит нас. 

Когда я впервые стал читать Библию, я начал ощущать присутствие и силу Божию, действующую во мне и через меня. 

Когда я духовно опустошён, я снова и снова возвращаюсь к изучению Писания – провожу параллели между различными отрывками, ищу основную мысль, нахожу новое рядом с тем, что уже знаю. В Библии всегда открываешь для себя что-то новое.

Когда я не знаю, как и о чём молиться, я заучиваю строки из Писания и стараюсь молиться этими словами о себе, о церкви, о тех людях, которых Господь вручил мне и за которых я отвечаю. Например, сегодня утром, лёжа в постели, я просил Господа, чтобы Он помог мне облачиться в мантию сострадания, доброты, смирения, кротости и терпения. 

Я также молюсь некоторыми библейскими молитвами: Отче Наш, молитвой Захарии и Иисусовой молитвой. 

Я прошу вас – черпайте глубже живую воду Писания, Слово Христово.

«Читайте, отмечайте и вбирайте в себя», как говорится в англиканской сборной молитве.  

Читайте – и делайте для себя пометки (в прямом смысле) и принимайте Его, как мы принимаем Хлеб и Вино Причастия. Да вселяется Оно в вас обильно. 

Слушайте библейскую историю. Станьте частью библейской истории.  

Черпайте глубже Слово Божие. 

Будьте благодарными 

Будьте благодарными за то, что Бог даёт нам: Свою любовь, Своё прощение, сострадание, терпение, силу и мир. 

Будьте благодарными за Его обещания: прощения, преображения, надежды для нас и всего тварного мира, Святого Духа, Его присутствия. 

Будьте благодарными в хорошие времена: за Его дары, за радость и счастье, которые Он посылает. Благодарите Его за сбывшиеся надежды и исполнение желаний.    

Но и в трудные времена благодарите Господа: потому что Он никогда не оставляет нас и посылает нам испытания, чтобы лепить нас по образу и подобию Своему.

 «Мы хвалимся и скорбями», – говорит апостол Павел, – так как скорби оттачивают характер и приводят к надежде и тоске о Господе – которые не разочаруют, потому что Бог изливает на нас Свою любовь через Духа Святого. (Это моя очень свободная интерпретация Главы 5 Послания к Римлянам).   

Алмаз – это самый твёрдый минерал на земле.  Бриллиант – один из самых драгоценных и красивых камней. Но, чтобы получился алмаз, нужно давление как минимум 50–60 тысяч атмосфер и температура 1400–1500 градусов Цельсия. И занимает это от 1 до 3,3 миллиардов лет.

Мы призваны стать духовными бриллиантами – стойкими, драгоценными и прекрасными. 

И мы благодарим Господа, когда Он проводит нас сквозь горнило страданий и подвергает сильнейшему давлению, потому что Он начинает обтачивать нас, как духовные бриллианты. 

Сегодня я особо благодарю Бога за этот храм, за всех вас – людей со всего мира, собравшихся здесь, чтобы славить Господа, получать Его дары и возрастать в Нём. Я благодарю Бога за всё, что Он дал нам и за всё, что Он совершал на наших глазах.   

Мы благодарим Бога за трудности, через которые мы прошли: политические кризисы, неопределённость, КОВИД – скольких людей мы потеряли за пандемию, я особенно часто вспоминаю Хонга -–и со сколькими друзьями нам пришлось расстаться (кстати, английское слово GOODBYE дословно значит БОГ С ТОБОЙ). В этой связи в памяти встаёт первый день Великого Поста 2022 года. 

И мы благодарим Бога за счастливые события: наши праздники и базары, дни истории нашего храма и Масленицу, которую мы, наконец, смогли отметить в этом году; за деньги, собранные на реставрацию храма, за отремонтированное западное крыло, новую крышу и новую часовню. За людей, пришедших к Христу, которые получили Крещение или Конфирмацию; за тех, кто готовится к рукоположению в священство; за нашу молодёжную и детскую группы; за наши особые службы – не только самые массовые (как полуночная литургия в Рождественский сочельник, когда мы поём НОЧЬ ТИХА), но и более скромные; за чувство глубокого покоя, которое я часто испытывал после литургии в среду вечером в ранние годы служения в Москве.

Я благодарен Богу за то, что мы открыли для себя, что наша сила в слабости. Когда мы ничто – тогда Господь может работать в нас и через нас. 

Я благодарен Богу за то, что мы можем доверить Ему наше будущее. Моё собственное будущее – мы ещё не знаем, что будем делать дома – и будущее Церкви Святого Андрея.   

Мы благодарим Бога, потому что Он управляет всем и любит нас. Христос никогда нас не оставит.  

Итак, четыре наставления: 

Помните о поцелуе и о том, что вас любят. 
Облекитесь в прекрасные ризы Любви, которые протягивает вам Святой Дух.  
Черпайте глубже Слово Божие.  
Будьте благодарными. 

Если мы будем всё это выполнять, мы познаем «мир Христов» и сами станем мирными людьми, которые занимаются мирными делами.