Сегодня мы услышим, как Иисус обращается к людям с удивительным предложением.
Он говорит: «Кто жаждет, иди ко мне и пей.»
Он обращается к людям, живущим в засушливой земле.
Воды там было мало, основное время земля была бесплодной;
но, когда шли дожди, природа оживала и буйствовала.
Иисус приходит на Праздник Кущей, Суккот, – ежегодный праздник, когда народ Израиля вспоминал, как 1300 лет назад Бог вывел его из Египта и привёл через пустыню в Землю Обетованную.
Временами у них не было воды. По крайней мере дважды люди были очень напуганы. Они начали роптать, ругать Моисея, который привёл их из Египта в пустыню и обрёк на верную смерть. И Моисей взывает к Господу. А Господь приказывает ему взять посох и ударить по скале, и из скалы чудесным образом истекает вода.
В Новом Завете проведена параллель между скалой, из которой забила живительная вода, и Иисусом Христом. Апостол Павел пишет: «Скала эта была Христос.»
Он умер за нас и стал источником живой воды.
По словам апостола Иоанна, когда Христос умирает, у Него из-под рёбер истекают кровь и вода.
Насколько я знаю, в некоторых случаях, когда человек умирает, кровь и вода действительно разделяются. Но вряд ли Иоанна, когда он говорит о том, что у Иисуса из-под ребра истекли кровь и вода, интересовал биологический аспект происходящего (скорее всего, он и не подозревал об этом).
Он говорит нам, что из Иисуса изливается не только кровь – кровь жертвенного агнца Божьего, несущая прощенье, – но и вода, живая вода жизни.
В последний день Праздника Кущей брали воду и вино, выливали на алтарь и молились о дожде. Люди отдавали Богу то, что Бог дал им, и в исступлении взывали к Нему, чтобы Он снова излил на них воду.
Иисус не впервые говорит о живой воде.
В начале Своего служения (Евангелие от Иоанна-Глава 4) Он встречает женщину, которая пришла к колодцу за водой. Он просит её напоить Его водой, а затем говорит, что может дать ей живой воды, которая никогда не иссякнет и которая дарует жизнь вечную.
Сегодня мы услышим, как Иисус говорит о живой воде, которая не только наполняет верующего, но и истекает из него.
Трудно понять, какой отрывок из Писания цитирует Христос, когда Он говорит: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Евангелие от Иоанна 7:38
Возможно, Книгу Пророка Исайи 58:11
«И будет ГОСПОДЬ вождём твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают».
А может быть, Книгу Пророка Захарии 14:8
«И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет».
Или Главу 47 Книги Пророка Иезекиля, где пророку было видение храма, из которого вытекает река. Она становится всё глубже и шире, пока не достигает моря. Эта река изобилует жизнью, на её берегах растут деревья с чудесными, вечно спелыми плодами, которые несут исцеление. А когда река впадает в море, она превращает солёную морскую воду в пресную.
Поражает то, что Иисус говорит не просто о том, что Бог даст нам живой воды, дарующей жизнь.
Приводя слова неизвестного автора, Иисус подчёркивает, что каждый, на кого нисходит Дух Святой, не только будет пить живоносную воду, но и сам станет живоносным источником.
Насколько сильна ваша жажда?
Что особенно подкупало меня за время служения в России, это тяга людей к Богу, которой я не встречал в Англии. Люди приходят сюда в поисках Бога. Они хотят узнать о Боге, хотят узнать, как молиться и служить Ему.
Помню, как Чад Куссмейкер (один из бывших настоятелей) сказал мне с некоторой долей удивления, что у него никогда раньше не было прихода, который бы разрастался! Люди приходят сюда по многим причинам, среди которых, конечно, есть желание выучить и практиковать английский, но одна из причин – это то, что здесь они действительно видят Бога.
Так насколько сильна ваша жажда – жажда Бога, жажда истинной жизни?
Мир претендует на то, что даёт нам жизнь.
Он претендует на то, что может удовлетворить все наши желания.
Он предлагает нам власть, богатство и славу.
Он заявляет, что мы можем стать, кем угодно, и делать, что угодно,
Но он предлагает человеку не жизнь, а смерть.
Помните миф об Икаре? Он думал, что сможет взлететь к солнцу. Но, когда он стал приближаться к солнцу, воск на его крыльях растаял, и он упал в море.
Помните басню Эзопа про собаку с костью? Она посмотрела в воду и увидела там ещё одну кость, которая показалась ей больше и сочнее. И собака отпустила свою кость в погоне за большей, и было уже поздно, когда до неё дошло, что большая кость была ненастоящей.
Так и мир предлагает нам фантазии для утоления наших поверхностных желаний.
Сначала то, что мир предлагает, утолит нашу жажду, но потом она только возрастёт. Мир предлагает не пресную воду, а солёную. Как наркоторговец, он подсаживает нас на наркотик. Чем больше ты пьёшь, тем больше твоя жажда, пока, наконец, она не убьёт тебя.
А мир продолжает упаковывать во всё более яркие обёртки свою мёртвую воду, которая, как он утверждает, должна утолить твою жажду.
Он говорит, если тебе не нравится твоё тело, измени его, и жажда твоя утихнет.
Друзья мои, если вы не попали в аварию и не страдаете от физического уродства, которое лишает вас уверенности в себе, забудьте о пластической хирургии. Это не выход из положения.
Люди идут ещё дальше и думают, что можно удовлетворить жажду, изменив пол. Они надеются, что это решит всё. Но это не решение проблемы.
Кто-то пытается утолить свою жажду, скрывшись в виртуальном мире; или принимая всё более сильные наркотики; или занимаясь всё более экстремальными видами спорта – потому что только тогда они чувствуют себя «живыми».
Мир утверждает, что можно утолить жажду, добившись удачи, богатства, положения, найдя идеального партнёра (и ты бросаешь старого, думая, что новый будет лучше. Вспомни Эзопову собаку с костью!) Кто-то с головой бросается в какое-то дело – экологический проект, спасение планеты, политическое или религиозное движение, включая христианство и англиканство.
Но, даже если кажется, что вы нашли то, что утолит жажду, всё это носит временный характер и не способно удовлетворить ту глубокую тоску, которая сидит в нас.
Наша глубочайшая жажда – это жажда примириться с Богом, узнать Его и жить в мире с Ним.
Широко известны слова Блаженного Августина о том, что у каждого из нас есть в сердце дыра в форме Бога, и мы успокоимся, только когда эта дыра будет заполнена Богом.
Это не значит, что твоя жизнь станет беспечной и многие поверхностные желания сбудутся. Напротив, многие из этих желаний могут пропасть, а жизнь может показаться бессмысленной; но рядом с тобой по жизни будет кто-то идти – через преследования, через испытания, через долину смертной тени. И ты познаешь жизнь, покой и радость. Ты обретёшь надежду, которая тебя никогда не оставит.
Христос сказал, что, если мы придём к Нему, если выпьем Его воды (через несколько минут мы будем причащаться вином – Его вода превратилась в вино!), если мы примем Духа Святого, мы начнём познавать Бога – и вместе с Ним настоящую жизнь. И через наши отношения с Богом мы начнём учиться принимать себя такими, какие мы есть. Конечно, мы тоскуем по совершенному телу Воскресения, но с Иисусом мы научимся принимать наши тела такими, какие они есть – со всеми слабостями, недостатками, исковерканной психикой, влечениями, желаниями, торчащими зубами, повреждённым слухом, с нашими болезнями, болями и даже старением. Потому что у нас будет надежда и у нас будет ОН.
Когда мы заключаем союз с Богом, мы можем принести ему всё то, чего мы стыдимся, людей, которых мы предали, обидели и которым причинили боль, и тех, кто нас предал, обидел, кто причинил боль нам. Мы можем принести наше противление Ему и наше длительное нежелание испить ту чашу, которую Он приготовил нам, и всё самое тёмное в нас.
И именно через наши отношения с Богом нам открывается истинное принятие себя и прощение, значение и судьба. Именно через отношения с Богом мы понимаем, как Он может исправить наши слабости, чтобы мы несли благо людям.
Иисус говорит- если мы придём к Нему, если мы поверим в Него, если будем пить то, что Он даст нам, из наших сердец («чрева»), из самой глубины нашего существа, потечёт живая вода.
Мы станем теми, кто приносит жизнь в высохшую, безводную землю. Мы засияем как звёзды в темноте. Мы пронесём слово жизни по вселенной смерти. Мы станем ароматом жизни, а не смрадом тлена.
Но, чтобы эта живительная вода могла течь из нас, она должна сначала войти в нас и забить ключом внутри.
Как часто мы пытаемся отдавать себя, не позволяя Господу сначала наполнить нас своим Духом – и в результате, хоть мы и делаем добро, но без постоянной «подпитки» от Господа мы устаём и становимся критичными, циничными и разочарованными.
Предлагать мир и покой можно только тогда, когда ты сам получил мир и покой.
Предлагать прощение можно лишь тогда, когда тебя самого прощают.
Встать на колени и омыть ноги другому можно тогда, когда тебе самому уже омыли ноги.
Предлагать жизнь можно тогда, когда ты получил её.
Изливать живую воду можно, только получая её и наполняясь этой водой.
Простите мне смешение метафор, но не только вода является отражением Святого Духа.
Огонь – это тоже Его отражение.
Сегодня заканчивается Пасха. В конце этой службы мы погасим Пасхальную Свечу.
Но не стоит грустить, ведь мы потушим свечу только после того, как каждый из нас зажжёт от неё свою свечку. Светить можно, только если вас зажгли.
Сегодня мы слышим удивительный зов Христа: «Придите ко мне, и я напою вас. Придите ко мне и обретите жизнь. Вы станете живыми и дарующими жизнь.»
Придите ко мне и получите мою воду жизни, мой Дух Святой.
Придите ко мне и получите жизнь, и станьте сами источником жизни!