ИЩЕМ БОГА В ВЕРТЕПЕ. СЛУЖБА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ГИМНОВ 2022

На днях я услышал, что моя знакомая написала своей подруге, что она обнаружила в Москве «Дырявый Котёл»! 
Для тех, кто не в курсе, Дырявый Котёл – это бар в Лондоне в книгах про Гарри Поттера. Место неприглядное, так, забегаловка. Мало кто туда заходит из обычных людей.  Для не волшебников, он выглядит как заброшенный магазин. Но стоит зайти, и оказывается, что это вход в другой мир, мир Хогвартса и саги о Гарри Поттере.
Так вот, моя знакомая написала подруге, что обнаружила Дырявый Котёл в Москве. 
Только это не бар. Это церковь. 
И вы сейчас все в ней находитесь!  

Церковь святого Андрея действительно вход в другой, для кого-то необычный мир. Это мир, в котором всё происходит иначе, и, пожалуй, довольно странно. Там говорят на другом языке, там другая история. Хоть там не играют в квиддич, зато играют в крикет. Там нет галлеонов, но есть фунты стерлингов. Люди хоть и не перемещаются через камины с помощью летучего пороха, но ездят по левой стороне улицы.
Это дверь в другой мир.

Две тысячи лет назад, пещера, где был вертеп, тоже стала своеобразным Дырявым Котлом.
Если бы вы шли мимо, вряд ли она произвела бы на вас впечатление. Разве что могло возникнуть желание вызвать социальную службу. 
Заглянув внутрь, вы бы увидели молодую женщину, которая только что стала матерью. 
Её младенец лежал спелёнутый в яслях, откуда едят животные.
Там было темно, холодно, грязно и совсем не уютно и не надёжно. 
Но этот убогий вертеп был дверью между двумя мирами – этим миром и миром иным. 

Некоторые утверждают, что это фантастический мир, как мир Гарри Поттера, мир, который в лучшем случае утешает, а в худшем – сокрушает и угнетает людей.
А другие говорят, что это дверь в мир, который более реальный, чем наш видимый материальный мир, что наш мир – это мир теней по сравнению с тем, другим, который и есть источник настоящей надежды, истиной цели, подлинной любви и реальной жизни. 
Две тысячи лет назад Бог сошёл с небес и пришёл на землю. 

Иисус — это Эммануил, что значит, С Нами Бог.
Он сошёл в вертеп, и Его положили в ясли.

Как часто мы ищем Бога в драматических, внушающих трепет событиях, мы ждём чуда и проявления силы.  

Мы ждём, что в небе появится надпись большими буквами «Я Господь. Не шутите со мной.» 
Мы ожидаем встречи с Богом через чудеса и знамения. 
Интересно, что, рождение Иисуса сопровождалось чудесами, знамениями и удивительными событиями.

Ребёнок был зачат чудесным образом.  
Но никто об этом не знал – кроме оченьузкого круга людей: самой Марии, Иосифа, Елисаветы и, возможно, Захарии. И можно с уверенностью сказать, что никто никогда не слышал о том, чтобы девственница родила. Можно было утверждать, как вначале и полагал Иосиф, что историю про ангела придумала Мария, у которой других свидетелей не было, а в то время люди готовы были поверить во что угодно, в любую занимательную историю, придуманную, чтобы скрыть прелюбодеяние.
Явились ангелы. 
Но они явились только некоторым людям и нескольким пастухам в поле. Кто же поверит пастухам?   Они наверняка попивали вино или что-нибудь ещё, что тогда пили.  

Что касается чудес или просто удивительных событий, если захотеть, их всегда можно объяснить, отбросить или трактовать как удивительные совпадения.

Но чем искать Бога в ярких, драматических событиях, не лучше ли поискать Его в Дырявых Котлах этого мира?
В старых разрушенных магазинах.  
Или где-нибудь в хлеве?

Мария услышала слово Божье, когда её посетил ангел и объявил ей, что она станет матерью Сына Божьего.   
Но её встреча с Богом произошла, когда она стала предметом насмешек среди соседей, когда их с Иосифом планы рухнули, когда -–без всякого сомнения – она сердилась на Иосифа за то, что тот не добился и не заказал заранее места в гостинице, когда они  без крыши над головой и без друзей оказались в чужом городе, когда она была обессилена и измучена, и, когда, наконец, они попали в вертеп.   
И в этот момент рождается Иисус, и их посещает Господь. 

Господь проявляет себя в любви. Он отождествляет Себя с нищими и бессильными, которые надеются не на революцию, не на защиту своих прав, а на Него.

Иисус рождается в коровнике, Господь приходит к двум измученным людям, в общем, в никуда.  Такие места мы обычно называем «богозабытыми», но, если присмотреться повнимательней, можно увидеть, что они вовсе не забыты Богом.  
Тридцатью тремя годами позже Иисуса распнут на кресте.  Бог отождествляет Себя с нами в нашем поражении, в нашей боли и нашем грехе.     

Можно встретить Господа не в момент триумфа, победы и торжества, когда всё идёт хорошо и наши надежды, планы и желания исполняются, когда нас продвигают по службе, нам повышают зарплату, в момент признания, когда все наши мечты и надежды (иногда мы называем их молитвами) сбываются.
Нередко в такие минуты мы забываем о Боге.    

Скорее мы встретим Господа, когда мы сломлены, раздавлены, измучены и уязвимы; когда наши планы рухнули, мы потерпели неудачу, исчерпали все свои возможности – и оказались в хлеву. 
И тут мы понимаем, что нам нужен Спаситель.
И вот тогда-то Он к нам и приходит. Он встаёт рядом, и происходит встреча.

Я очень рад, что для многих церковь святого Андрея стала дверью между двумя культурами – своеобразным Дырявым Котлом (хотя я надеюсь, что теперь с новой крышей Котёл уже не такой дырявый!), который не закрывает свои двери в это очень тяжёлое время. 
Но я ещё молюсь о том, чтобы это место здесь и сейчас стало для вас дверью в иной мир.

Здесь и сейчас не нужно притворяться.
Не нужно ничего доказывать. Не нужно ничего никому давать. Можно быть таким, какой ты есть – с самим собой и с Богом – не нести Ему высоко над головой свои победы, триумфы, достижения, положение и все те великие дела, которые мы совершили, хотя они наверняка прекрасны – а принести свои страхи – за настоящее, за тех, кого мы любим, кто может быть далеко за океаном или служит в армии, и свой страх за будущее.
Мы можем принести сюда свои грехи, неуверенность, сделки с совестью, неудачи; нашу потерянность, сломленность, слабость, смертность; нашу уязвимость. И мы приносим свою нужду в Спасителе.

И тут происходит чудо, и вот Он – Господь, который нас очень любит и который впервые нам встретился в вертепе.