ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СВЯТЫМ? Евангелие от Луки 6.20–32

Фред и его брат были бандитами. Они держали местный преступный синдикат и торговали наркотиками и проститутками. Они запугивали местных жителей, угрожали бизнесу, шантажировали, подкупали и занимались рэкетом. На их совести было несколько убийств, но ни у кого не хватало смекалки и смелости, чтобы доказать их вину.
И вот Фред умер, а Джимми пошёл к настоятелю церкви. «Я хочу, чтобы Вы объявили моего брата святым.» «Ни за что», – сказал священник. Но Джимми не унимался: «Если скажете, что мой брат был святым, я дам Вам миллион на церковь.» «Ни за что», – сказал священник. «Ладно, – сказал Джимми, – тогда будем говорить по-другому. Не назовёте моего брата святым – мы вернёмся и сожжём вашу церковь.»
Наступил день похорон. Настоятель обратился к присутствующим со следующими словами: «Фред был злостный мошенник. Он был головорез и избивал жену. Он был наркодилер, сутенер и убийца. Шантажист, взяточник и рэкетир. Но по сравнению со своим братом Джимми, Фред был святой.» 

Сегодня мы празднуем День Всех Святых. 

Не знаю, какой смысл вы вкладываете в понятие «святой». 

Как сказал один ребёнок, святой – это мёртвый священник. 

А для кого-то святые – это люди, которых мы особо чтим за их служение Христу – как Богородицу, святого Андрея Первозванного, святого Альбана или святого Сергия Радонежского. 
Да, мы прославляем таких людей и нашу связь с ними в течение всего года, но сегодня мы вспоминаем бесчисленное множество других святых в библейском смысле этого слова “agioi”(агиои), что относится к любому последователю Христа  – любому, кто был призван «отделиться, стать святым» для служения Богу.  

Итак, апостол Павел пишет «всем находящимся в Риме/Коринфе возлюбленным Божиим, призванным святым»; и он так же обращается «к святым» Эфеса, Филипп и Колоссы.
Дело в том, что, если вы последователь Господа Иисуса и доверились ему, вы уже «отделённый от других», святой.
Но это не всё. Вы еще призваны стать «святым» – жить как святой, как тот, кого избрали.

В нашем сегодняшнем чтении Евангелия от Луки 6.20-31мы видим три пути, которыми призваны следовать христиане.
 
1. Мы призваны быть другими, стать святыми, жить, полагаясь на Бога.
Слова Иисуса в главе 6 Евангелия от Луки не просты.
 
«Блаженны нищие – горе вам, богатые»
«Блаженны алчущие – горе вам, пресыщенные»
«Блаженны плачущие – горе вам, смеющиеся ныне»
«Блаженны вы, когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого»
 
Лука, как мы видим, очень много говорит о богатстве и бедности. Он напоминает нам, что восклицала Дева Мария, когда узнала, что станет матерью Мессии, Божьего Царя, который будет править в Божьем мире –
«низложил сильных с престолов и вознёс смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем». Евангелие от Луки 1:52-53

Проповедь Христа начинается с величайших слов:
«Дух Господень на мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу».

И Лука вспоминает время, когда Иисус призывал людей отказаться от всего и идти за Ним.
В 14 главе Евангелия от Луки Иисус учит: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». (ст. 33)
В 18 главе Евангелия от Луки Он советует богатому молодому правителю, который хотел «наследовать жизнь вечную», продать всё свое имущество, раздать бедным и следовать за Ним. (ст.22)
Когда же Иисус призывает Левия, тот, по словам Луки, встаёт из-за стола, за которым он собирал пошлины, и, «оставив всё», следует за Ним. (Евангелие от Луки 5. 28)

Сейчас не время и не место обсуждать, что думал Лука об имуществе. Но я хочу еще раз повторить то, что уже повторял много раз за эти несколько недель, когда мы читаем Евангелие от Луки. Эти слова Иисуса вовсе не значат, что мы все должны пойти и продать всё, что у нас есть. Господь может призвать одного-двух из нас сделать это, но обычно это сочетается с Его призывом объединиться с другими людьми.

Но вот, что действительно нужно осознавать, так это то, что чем больше у нас материальной собственности, тем легче нам жить для этого мира и полагаться на наше имущество и деньги, а не на Бога. Этому надо сопротивляться.

В своей проповеди Иисус не говорит о нищих вообще. Он говорит о тех, кто уже пришёл к нему, кто уже доверился Ему.
«И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны вы, нищие…» Евангелие от Луки 6:20
(Обратите внимание – Иисус поднимает взор на учеников. Он смотрит на них не сверху вниз, с позиции сильного, а снизу вверх – с позиции слабого.)

Его ученики были бедны. Большинство из них отказались бы от своей работы, чтобы следовать за Иисусом. Как-то раз их осуждали фарисеи за то, что они срывали колосья в субботу. Иисус, заступаясь за них, сказал, что они голодны, потому и срывают колосья.
Помните, как Он посылает их на проповедь и говорит: не берите ни кошелька, ни сумы, ни запасной обуви, ни одежды на смену…
И именно благодаря их доверию Богу, им открываются удивительные вещи.

Рассказывают, что как-то раз Фоме Аквинскому, учителю церкви, который жил в 13 веке, показывали сокровища Ватикана. Ему напомнили историю о хромом, который попросил Петра и Иоанна о помощи. Апостолы ответили, что у них нет денег. «Теперь, – сказал представитель Ватикана, – нам нет нужды так отвечать». На что Фома Аквинский ответил: «Верно, и именно поэтому мы утратили способность говорить то, что сказали Пётр и Иоанн хромому вслед за словами о деньгах. «Во имя Иисуса из Назарета встань и ходи».

Когда мы особенно остро сознаём свою нужду и сломленность, мы можем особенно ясно почувствовать силу и любовь Божью.

Я не знаю, как это лучше выразить, но я считаю огромной удачей то, что я попал в церковь святого Андрея, потому что я ощущаю присутствие Бога среди нас так, как нигде и никогда раньше. Интересно, связано ли это с тем, что многие из нас чувствуют и осознают своё полное бессилие перед теми, кто гораздо сильнее нас, и знают, что мы полностью зависим от Бога.

Интересно, может ли истинный христианин проснуться в 3 часа утра, ощущая свою законченную греховность, смертность и страх, опустошённость, потерю уверенности в себе, полную беспомощность, сломленность и тоску по Богу, и взывать к Нему о милости с уверенностью, что Он услышит

Когда смотришь на вдову, идущую за гробом мужа, или на мать, идущую за гробом ребёнка, и слышишь, как они поют гимн «Велика верность твоя!», тогда понимаешь, что такое святость. 

2. Святые призваны жить с надеждой на лучший мир.

Чем больше мы имеем, тем меньше мы готовы жить в ином мире.
Чем больше мы имеем, тем легче погрязнуть в делах этого мира.
Чем больше мы имеем, тем легче нам довериться этому миру.
Чем больше мы имеем, тем легче жить для этого мира – людской похвалы, человеческой любви, уважения, комфорта, материальных благ.
Чем больше мы имеем, тем легче нам забыть Бога.  

Именно поэтому во Второзаконии, в Ветхом Завете, когда Бог обещает материальные блага народу Израиля, Он предупреждает: когда вы разбогатеете и достигнете процветания в земле, которую Я даю вам, смотрите, не забудьте Меня. 

Но чем бессильнее мы в этом мире, чем меньше мы имеем, тем больше вероятность, что мы попадём в иной мир, в Царство Божие. 

Интересно, не это ли одна из причин, почему церкви, особенно в материально благополучных местах, полны стариков?

«Блаженны вы, нищие, ибо ваше есть Царствие Божие.»  
«Блаженны вы, алчущие ныне, ибо насытитесь.»
«Блаженны вы, плачущие ныне, ибо воссмеётесь.»
А если отлучат вас за Сына Человеческого, «возрадуйтесь и возвеселитесь, ибо награда ваша велика на небесах.» 

Карл Маркс определил религию, как опиум для народа – наркотик, отупляющий людей, чтобы они не вмешивались в ту ситуацию, в которой живут.
Я бы описал это по-другому. Чем бессильнее человек, чем меньше он имеет, тем отчётливей проступает для него иной мир.

Мы живём в этом мире, но ради иного мира.
Мы посланники иного мира, а наши церкви – его посольства.
Мы тоскуем по этому Царству, где не будет ни боли, ни страдания, ни ненависти, ни болезни, ни смерти, где будет истина, справедливость, мир и любовь. Мы молимся, чтобы это Царствие наступило. 


3. Святые призваны смотреть на людей по-другому. 

В этом Иисус радикален.  
По сути, он говорит, что мы должны относиться к другим, как к самим себе – не требовать от них понятных нам реакций, интересов, привычек, чувств, исполнения наших обычаев, – иными словами, отказа от своей индивидуальности. Нет, мы обязаны видеть в них таких же людей, как и мы сами, созданных тем же Богом и так же любимых Им, как любимы мы. Мы должны понимать, что в единстве с Христом мы все части друг друга, что они нужны нам настолько же, насколько мы нужны им.   

Заповедь «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой» — это просто вторая великая заповедь, высказанная иначе – «Возлюби ближнего своего как самого себя.»        .
И об этом же пишет апостол Павел: « Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.» (Послание к Филлиппийцам 2. 3–4)

Учение Иисуса радикально, потому что Он призывает нас любить не только наших ближних, но и наших врагов, благословлять тех, кто проклинает нас.

Как сказал кто-то,
Причинять зло тем, кто делает тебе добро, – это от дьявола.
Делать добро тем, кто делает добро тебе, – это по-человечески.
Но делать добро тем, кто причиняет тебе зло, – это по-Божески.  

Вот, к чему призывает нас Христос.

Здесь необходимо пояснение.
Это всё станет возможным, только когда мы будем меняться в сердце своём, когда мы поймём, что прощены и приняты во Христе, что мы любимые дети Господа, когда мы будем уверены в любви и милости Бога, в надежде на Царство Небесное, когда мы увидим правящую руку Бога на всём мироздании.
Без этого преображения заповедь поступать с другими, как вы бы хотели, чтобы они поступали с вами, лишается всякого смысла – «я хочу, чтобы меня оставили в покое, так что я оставлю их в покое» – или пугает (мы сбрасываем своё «эго» на другого человека), или становится невыносимым бременем, «изнурительным списком этических заповедей», который люди взваливают на себя.

Так что же значит «святой»? 

Святой — это тот, кто начал осознавать свою нищету, свою сломленность перед Богом, и в этой сломленности обратился к Богу.
Святой – это тот, для кого забрезжила надежда, данная нам, надежда на лучший мир.
Святой – это тот, кто с помощью Духа Святого начинает смотреть на этот мир и на других людей глазами Бога, взором милосердия, справедливости и любви.   

Наступит тот день, когда завеса спадёт, когда занавес раскроется, и мы увидим подлинные лики святых в славе.