Мы живём в трудное время.
Вокруг столько тьмы, повсюду творится зло.
Столько противоречивых истин. «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» Псалом 10:3
Люди растеряны, напуганы; сколько страданий, боли и отчаяния!
Мы радуемся, что у нашего собора новая крыша. Но у кого-то вообще нет крыши над головой.
Мы сидим в тепле, а у кого-то нет отопления.
Столкнувшись с силами, которые грозят сокрушить и уничтожить нас, мы остро чувствуем свою человеческую глупость, слабость и полнейшую уязвимость.
Но эта ночь приносит нам благую весть
Это весть о том, что Бог не оставил нас, не разочаровался в нас, а наоборот – снизошёл к нам.
«Слово стало плотью!»
Тот, кто был с Богом изначально, через Кого «всё начало быть», становится одним из нас, и Его кладут не куда-то, а в ясли – откуда ест скот.
Когда ангелы являются пастухам, они говорят, что им будет знамение, что Младенец, которого они увидят, действительно Сын Божий.
Это будет не нимб (хотя как было бы удобно) и не ангелы, толпящиеся в вертепе, а то, что Младенец будет лежать в яслях.
Бог нисходит к нам и становится таким же беспомощным.
В образе младенца он становится уязвимым для сил, намного превосходящих Его.
Помните в сказке про Кота в Сапогах был страшный людоед, который мог превращаться во что угодно? В великана, в гору, в дракона, в целую армию. И никто не мог его победить. Но он был не очень умён, так что кот перехитрил его -–уговорил превратиться в мышь и проглотил!
Так вот Сына Божьего никто не обманывал, Он становится младенцем из любви к нам. Он уподобляется нам в нашей немощи, разделяет нашу уязвимость.
Владыка всего сущего теперь подвластен человеческим потребностям: Он младенец. Ему надо есть и срыгивать, его надо одевать, ему надо менять пелёнки.
Владыка всего сущего из любви к нам становится подвластен земным правителям и их законам. Ирод, стремясь сохранить свой трон, хочет убить Младенца, и тогда Его родители бегут с Ним в Египет.
Конечно, это только начало.
История начинается с беспомощного Младенца, которого положили в яслях, а заканчивается тем, что нагого Иисуса Христа распнут на кресте, а толпа будет глумиться – других спасал, а себя спасти не может!
На многих иконах Рождества (мы поговорим об одной из них завтра) Младенец лежит спелёнутый в яслях, подобно телу, обвитому пеленами во гробе.
Господь молчит с теми, кто молчит.
Мы часто молчим, потому что не в состоянии говорить, у нас нет мужества, мы не находим нужных слов, мы не знаем, что сказать, да просто нас душат запреты и требования, страхи и страсти. А подчас мы молчим, потому что сказать нечего, мыслей нет, или они так спутаны, что мы не можем их выразить словами. Мы как кролики, выскочившие на шоссе и ослеплённые автомобильными фарами.
Но Господь, из любви к нам, даже в нашем молчании с нами. Сын Божий, хоть Он и Слово Божие, какое-то время был с нами без слов.
Бог не отвернулся от нас. В своей глубочайшей любви Он снисходит к нам и пребывает с нами в безмолвии.
Эта ночь несёт нам благую весть, потому что Бог бросает нам якорь, он даёт нам скалу, на которой мы можем строить свою жизнь.
Евангелист Иоанн Богослов говорит нам, что Младенец, который родился этой ночью в вертепе, это предвечный Бог.
Он не просто обладает светом и жизнью, Он источник света и жизни. Он и есть свет и жизнь.
И Он исполнен благодати и истины.
Он исполнен благодати – и Он с радостью изливает её на нас. Он как радивый Отец мечтает, чтобы его дети выросли в полный рост и стали теми, кем им надлежит стать.
Он исполнен истины. Его слова напрямую связаны с поступками.
Его молчание, когда Он лежит Младенцем в яслях, и его безмолвие, когда Он стоит перед правителями прежде, чем Его распнут, — это истина.
Его учение – это истина.
Вся Его сущность – Его близость к Отцу – это истина.
В конечном счёте истина – это не что-то, а Кто-то. Истина не в знании чего-то, а в Том, с Кем мы связаны.
Если мы решим строить свою жизнь на этом якоре, закрепиться на нём, как корабль в бурю; если будем строить свою жизнь на этом фундаменте, если придём к Нему и примем Его, Он, как сказано в нашем сегодняшнем чтении, «Даст нам власть быть детьми Божиими».
Да, многие сейчас чувствуют, что кругом мрак и надеяться не на что, но эта ночь несёт нам благую весть, что Бог даёт нам свет и надежду.
2000 лет назад в вертепе в Вифлееме загорелся огонь.
Свет был и раньше: свет обетований Божиих, данных ещё за 2000 лет до этого, что однажды Бог пришлёт нам Мессию – правителя, царя, который спасёт нас.
Был свет пророков, которые передавали Божие слово, Божий закон, напоминали людям о Божием обещании, провозглашали Божию любовь, справедливость и праведность.
Был свет преданных Богу людей, которые подавали нам пример веры, мужества, стойкости, отваги и терпения; свет тех людей, которые поверили в закон и обещания Божии, которые жили в надежде на верность Божию.
Один из величайших примеров, который вдохновлял меня всегда, этот пример христиан, живших в Советском Союзе, которые остались верными Христу, хотя им грозили преследования, тюремное заключение и смерть.
Но это был отражённый свет.
А в том вертепе рождается сам свет, источник света, духовное солнце, и Его кладут в ясли.
Этот Свет не погасить никогда.
«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Евангелие от Иоанна 1:5)
У нас есть надежда, что Он с нами, когда мы чувствуем себя совсем потерянными.
Надежда, что ничто не сможет отлучить нас от Его любви: ни бедность, ни разлука с любимыми, ни война, ни ссылка, ни заточение, ни болезнь, ни смерть.
Надежда, что в Его силах преобразить и изменить нас, образумить, наполнить Своей любовью и научить говорить, что и когда надо.
Надежда, что Он может сотворить и творит чудеса, когда мы обращаемся к Нему в своей немощи.
Надежда, что смерть — это не конец и что настанет тот день, когда мы увидим Царство Божие.
И надежда, что однажды заря свыше займётся для тех, кто пребывает во тьме и в тени смертной, и направит наши стопы на путь мира.