Как богатому не попасть в ад? Евангелие от Луки 16.17–31

На прошлой неделе мы разбирали очень трудный отрывок из начала 16 главы Евангелия от Луки. Трудный для понимания.

На этой неделе у нас ещё один сложный отрывок, тоже из 16 главы Евангелия от Луки. Понять его не трудно, но он звучит очень провокационно. И даже страшновато. 

Речь идёт о богатстве, об аде и рае, и о том, как мы можем измениться. 

Это рассказ о богатстве. 

В предыдущих стихах Иисус говорит о том, что нельзя служить двум господам.
Тебя будет разрывать надвое.  

Как того адмирала, который залезал в шлюпку. Одной ногой он стоял в шлюпке, другой – на причале, и в этот момент волна неожиданно оттолкнула шлюпку от причала. В результате адмирал оказался в воде.

Иисус говорит: «Не можете служить двум господам, не можете служить Богу и маммоне.”

А далее мы читаем: «Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним».

И тогда Иисус рассказывает притчу. Он хотел, по словам одного толкователя, «раскрыть через притчу, что они любят деньги больше, чем людей, своё имущество им дороже нищих, одежда важнее сострадания, а наслаждаться изысканными яствами им гораздо приятней, чем делиться едой с голодными».

Жил-был некий типичный богач. Он настолько типичен, что у него даже имени нет.
Зато у него есть всё остальное. Он одет в лучшую, самую модную одежду из самой дорогой ткани в порфиру и виссон. Он ест лучшие яства – «пиршествовал блистательно». Он живёт в богатом доме за оградой. Когда он умирает, его, без сомнений, хоронят с почестями.

И жил-был типичный нищий. Но у него как раз есть имя – Лазарь.  
Он живёт за оградой дома богача. У него нет ничего, и он в отчаянии. Он рад был бы есть крошки, падающие со стола богача. Но, похоже, единственные существа, которые замечают и жалеют его, это псы, которые лижут его струпья. Когда он умирает, – о его похоронах ничего не известно. Возможно, его труп просто вышвырнули на какую-нибудь городскую свалку.

Мы вполне можем себе представить, что богач не замечал Лазаря.

Может быть, он и видел его, то есть переступал через него каждый день. Он видел в Лазаре проблему. А затем он, пожалуй, увидел в нём того, кто мог бы быть полезен – обратите внимание, что, даже находясь в аду, богатый относится к Лазарю как к слуге: «…пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, пошли Лазаря (как мальчика на побегушках) к моим братьям».

Но подозреваю, что на самом деле он не видел Лазаря – не видел в нём человека.

Возможно, богача стоит пожалеть.
Не его вина, что он был богат.
Он как диккенсовский персонаж мистер Подснеп.

«Мистер Подснеп был человек состоятельный и пользовался большим уважением со стороны мистера Подснепа. Он начал с того, что получил большое наследство, потом взял большое наследство жены в виде приданого, потом весьма удачно занимался страхованием судов — и был как нельзя более доволен всем на свете. Он не мог понять, почему бы и остальным лицам не быть совершенно довольными всем на свете, зато прекрасно понимал, что подает блестящий пример обществу, будучи совершенно доволен всем на свете, а всего более — самим собой.» (Диккенс. «Наш общий друг»)

И не его вина, что Лазарь был беден.
Почему он вообще должен был отвечать за Лазаря? Почему Лазарь не мог встать на ноги и поработать для разнообразия вместо того, чтобы бездельничать и валяться у ворот, клянчить деньги, и, возможно, пропивать их.
Чем он заслужил, что Лазарь возник на его территории? 

Но богач явно виновен в глазах Господа. После его пышных похорон, когда священник и все остальные наверняка говорят о нём только хорошее, он отправляется в ад, в преисподнюю.

Богач нарушил вторую великую заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя – как если бы он был из твоей родни.»

Это история – антитеза притчи о Добром Самаритянине. Добрый Самаритянин стал ближним человеку, попавшему в беду, потому что он увидел и пожалел его. 

Здесь же мы видим человека, который в полном смысле этого слова был ближним богачу. Но богач не сделал ничего. 
Он мог хоть раз остановиться и поговорить с Лазарем. Он мог хоть раз приказать слугам отнести остатки еды нищему у ворот.
Но он не проявляет никакого сострадания.   
Он был ослеплён своим богатством. 
У него не было времени: надо было ходить по гостям, управлять имениями, заключать сделки, влиять на людей.  
Он был заносчив. Он и в самом деле считал, что только он и то, что связано с ним, имеет значение. 
И вполне возможно, он предпочитал не замечать Лазаря – обратишь внимание – придётся что-то делать.

Эта история – предупреждение всем нам.

Мы читаем об этом неделю за неделей в Евангелии от Луки.

Иисус говорит, что в Царствии Небесном сильных усмирят, а богатые будут отосланы ни с чем.  Он говорит: «Горе вам, богатые, ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете».

Он говорит, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие. Он призывает людей продать всё, что у них есть, и раздать нищим, прежде чем они пойдут за Ним.

Это не значит, что быть богатым плохо само по себе. 
В Царстве Божием будет изобилие и достаток для всех.   

Проблема в том, что богатство ослепляет нас. 

Мы не замечаем бедных, мы слепы к состраданию, мы не видим Бога и не ощущаем нужды в Нём. 

А последствия этой слепоты ужасны.

Лазарь отправляется в рай. Богач попадает в ад.  

Иисус рассказывает историю. Он не предлагает нам разработанную теологию, или описание рая и ада. 

Ад здесь предстаёт перед нами как место мучения и разобщения. Богач мучается, а Авраам говорит ему: “Между тобой и нами проложена огромная пропасть». 

Мы привыкли представлять ад через призму мучений, потому что мы воспитаны на дантовском «Аде» и иконах, где демоны вилами бросают людей в огненные печи. Я спросил как-то одного человека, что по его мнению изображено на этой хоругви, и он ответил «ад». На самом деле, это единственная притча, в которой ад изображается как место мучений (хотя в Евангелии от Матфея Иисус говорит об аде как о месте вечного наказания и неугасимого огня, второй смерти). 

Что бы мы ни предполагали на этот счёт, евангельская история должна по крайней мере заставить нас остановиться и задуматься.  

Но, мне кажется, важнее то, что рай здесь показан как место утешения и общения. Да, Лазарь утешен, но он еще и рядом с Авраамом. Богач «увидел вдали Авраама и рядом с ним Лазаря» (дословно «на лоне его»).  

Лазарь находится рядом с Авраамом, он часть Авраама, отца всех, верящих в Бога, кого Бог назвал праведными за их веру. 

Перед нами картина общения святых, людей, которые благодаря своей вере живы друг для друга и живы в Боге. 

Как видите, богатство ослепляет нас. Мы начинаем жить только для этого мира, для благ этого мира.

А нищие – обратите внимание, что Иисус нигде не даёт им точного определения – нищие – это те, кто в нужде. Это невидимки, которые обслуживают наш комфортный мирок, – таджики или люди из других бывших советских республик, которые выполняют ту работу, которую больше никто не хочет делать, за ту зарплату, за которую никто больше не согласится работать (в каждой стране есть свои «таджики»). Дело в том, что пока они остаются «невидимками», кроме тех моментов, когда они нам нужны, они не имеют никакого значения.

А раз мы не видим их, не видим других нуждающихся, то мы не видим людей, созданных по образу и подобию Божию. Мы настолько сосредоточены на своей маленькой жизни, что мы не видим Бога, не видим любви Божией к нам и Его любви к ним.   

Ад всего лишь закрепляет эту прогрессирующую слепоту. Пока в какой-то момент мы не достигаем точки невозврата. Перед нами открывается пропасть, мы потеряны и одиноки, и никто не может нам помочь.   

Уже сейчас мы вырастаем в граждан рая или граждан ада. 

Мы либо становимся более слепыми к окружающим – а чем старше мы становимся, тем легче стать слепым к нуждам других или осуждать всех и вся – либо мы просим Бога быть милостивым к нам, помочь нам увидеть и полюбить других людей, чтобы понять, что мы дополняем друг друга.

Радует то, что ещё не поздно, и мы можем измениться.   

Господь даёт нам всё необходимое, чтобы мы изменились. 

Богач надеется, что умерший Лазарь навестит его братьев, чтобы отрезвить их, заставить забыть их эгоистичную жизнь, полную удовольствий, обратить внимание на нищих и почувствовать сострадание к ним.  

Нет, говорит Авраам. Это их не изменит. Не изменит – даже если кто-то из мёртвых воскреснет. 

Это действительно так. Иисус воскрес из мёртвых. Было множество свидетельств Его воскресения, Его видели разные люди. И сейчас существуют свидетельства того, что Он действительно воскрес, но сам по себе этот факт не способен изменить людей.   

Нет, говорит Авраам, у нас уже есть всё, чтобы измениться: всё это есть в Библии. 

«Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.»  

Ответ на социальную несправедливость — это…изучение Библии!  
Ответ на неумение любить и сострадать – это … изучение Библии!   

Я не имею в виду академическое изучение Библии, я говорю о том, что нужно внимательно вслушиваться в неё. Читать и воспринимать её как Слово Божие – сердцем и умом, открытыми Богу; искренне просить Господа научить нас, изменить нас, изменить наше видение мира, мышление, нашу жизнь.  

Апостол Павел пишет: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга…» (Послание к Колоссянам 3:16)

Это может случиться, когда мы одни, или – в обществе других людей, или на наших службах.

И вот когда мы с открытым сердцем и умом будем читать о любви Божией, о том, что каждый человек сотворён по образу и подобию Божиему, о замысле Божием, о праведности, суде и милости Божией, тогда Он через Духа Святого начнёт раскрывать нам глаза.