БОГ С НАМИ. Евангелие от Марка 4:35-41

Потолок нашего храма имеет форму перевернутой лодки.
Это неслучайно. Это определенный стиль церковной архитектуры, особенно популярный в Великобритании.
Церковь уподобляется кораблю.
Апостол Петр использует этот образ, когда он говорит о церкви, как о ковчеге, в котором спаслись от потопа Ной и его семейство. В то время как все остальные погибли, их спас ковчег и доставил к берегу целыми и невредимыми.
А мы собрались в нашей лодке, потому что Иисус позвал нас на другой берег, и мы в пути.
Но мы не одни. Он с нами.
Мы в пути – все вместе.
Мы все очень разные – мы часто повторяем это – и в разное время – год или два, или десять лет назад, а может быть, ещё раньше, Господь позвал нас молиться и служить Ему на славном корабле Церкви Святого Андрея. Он призвал нас объединиться и вместе учиться, вместе расти, «обтачивать» друг друга, подбадривать и испытывать – при встречах, в общей работе, в преодолении конфликтов, в совместных играх.
Мы все в одной лодке.
И наша лодка не единственная. Существуют другие.
Вон там, чуть подальше, в конце нашей улицы.
А днем здесь собираются люди еще из одной лодки.
Но сейчас мы говорим именно о нашей лодке.
Я вовсе не хочу сказать, что только в ней находится Иисус. Просто, здесь находимся мы. И с нами Иисус, потому что он так обещал.

Мы стараемся быть послушными. Мы плывем на другой берег: мы движемся в Царствие Небесное.

В книге «Покоритель Зари» из «Хроник Нарнии» король Каспиан отправляется в морское путешествие искать пропавших друзей своего отца. Но его и его экипаж затягивает всё дальше и дальше на восток, на самый край земли – туда, где начинается страна Императора-за-Морем. Там правит Аслан. А Аслан – это аллегория Христа.
Нас тянет в эту страну: не просто к смерти — смерть — это всего лишь перевалочный пункт, хотя и очень важный—нас тянет за пределы смерти.
И каждого из нас постоянно призывают идти дальше, иногда физически переместиться в пространстве, но, как правило, нас призывают двигаться дальше, не сходя с места. (Когда мы постоянно переезжаем с места на место, переходим из одной церкви в другую, мы всего лишь пытаемся убежать от самих себя. Мы надеемся таким образом решить свои проблемы, но и на новом месте мы остаёмся всё теми же, и, по сути, ничего не меняется.)
Нет, нас призывают скинуть свою природу и облечься в новую.
Нас призывают пересечь своё Красное море, подобно народу Израиля, который 4000 лет назад перешёл море, отделявшее мир рабства от мира свободы.
Вот, куда мы направляемся.
Можно спорить о том, что нас там ждет. Можно спорить о том, каким путем плыть – этим или тем, в какой цвет покрасить корабль, какой провиант взять с собой, как назвать различные части корабля, и кто какую работу будет выполнять.
Тем не менее, мы все в одной лодке или на одном корабле.
Ни священник, ни пастор не являются капитанами. Они члены экипажа, хотя у них есть определенная миссия.
А ведёт корабль Иисус. И Он же построил корабль, Он его владелец; Он пригласил нас на корабль, Он вытащил нас из пучины и втащил на борт, Он собрал нас всех вместе и научил нас. Он указал нам путь: «Переправимся на ту сторону».
Боюсь, я такой же непокорный, как и другие. И мне постоянно хочется схватить штурвал и задать свой курс. А если не пойдут моим курсом, я, недолго думая, спущу шлюпку, спрыгну с корабля и поплыву в другую сторону.
И боюсь, я так же склонен паниковать, когда начинается буря.
А бури случаются.
Бывает, штормит внутри тебя, а бывает, штормит снаружи.
В своём замечательном втором письме к Коринфянам апостол Павел говорит о штормах, которые пришлось пережить ему и его попутчикам. На наших библейских чтениях мы заметили, что в этом письме апостол Павел раскрывает свою душу. За словами встаёт человек.
Павел говорит о разного рода бурях – о горе, невзгодах, напастях. Он испытал и настоящие бури на море, и даже кораблекрушение. Он говорит об избиениях, темницах и беспорядках, о бесчестии, наказаниях и лишениях. Он говорит о тревоге за своё дело, за церковь, и даже за свою жизнь. Всё это бури.
И нам предстоят бури в нашем плавании на другой берег: нам предстоят бури, которые переживают все, но, помимо них, нас ожидают бури, потому что мы послушны Христу.
Нам предстоят наши личные бури – трудности, с которыми мы сталкиваемся: неудачи, болезни, одиночество, заброшенность, утраты, волнения – о деньгах, путешествиях, документах, работе, детях, родителях, прошлом и будущем. И нам предстоят бури соблазна, когда можно впасть в отчаяние, разочароваться в Боге и сдаться.
А так как мы в одной лодке, наши бури мы переживаем сообща. Смерть Хонга – это чудовищное испытание для Минг, но оно коснулось и всех нас.
Но вот что важно помнить – мы не одни, с нами Бог.
Иисус спал во время шторма.
Возможно, он очень устал – но, когда ты боишься погибнуть, ты не заснешь, как бы ни устал!
У Иисуса была непоколебимая уверенность в Отце, в том, «кто приказал буре, и настала тишина, и замолкли волны её» (Псалтирь 106:29)
И, если подумать, Иисус не сомневался в своих учениках.
Он не моряк. Это они моряки. Они привыкли управлять лодкой в шторм. Лучшее, что Он мог сделать, это не мешать им делать своё дело.
Иисус настолько уверен в Боге и так доверяет своим ученикам, что Он засыпает.
Проблема в том, что ученики не понимают, что раз Иисус с ними, значит, с ними Бог.
Они будят Христа – неужели Его не волнует, что они вот-вот погибнут?! А Христос упрекает их и спрашивает: «Почему вы все еще боитесь? Где ваша вера?»
Это второй вопрос, который Он задаёт им в четвёртой главе Евангелия от Марка.
А первый вопрос он задаёт им после притчи: «Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?»
Здесь есть связь. Они не понимают до конца, кто такой Христос, и поэтому они не доверяют ему во время шторма.
Последователей Христа ожидали гораздо более серьезные испытания, чем буря на море. Им предстояло пережить распятие Спасителя, насмешки и ненависть. На них будут охотиться, как на диких зверей. Они подвергнутся жесточайшим преследованиям. Им суждено было погибнуть, потому что они были послушны Христу.
Но они выстояли и не сломались, потому что они начали понимать, кем был Иисус. Это ему повинуются ветер и волны, Он предвечный Сын Божий.
И Он с нами.
В Псалме 43 псалмопевец сетует: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, сочли нас за овец закалаемых» (Псалом 43.22). И он вопиет к Богу: «Пробудись, что ты спишь, Господи?» (Псалом 43:22).
И Господь пробуждается от сна. И начинает действовать. Он приходит к нам и живёт среди нас в сыне Своем Иисусе Христе. Он умирает за нас и воскресает из мертвых.
И Он с нами.
Именно потому, что апостол Павел был твердо уверен в подлинной сущности Христа, он переворачивает Псалом 43 с ног на голову.
В Главе 8 своего Послания к Римлянам он цитирует Псалом 43: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но, – продолжает апостол, — все это, все житейские штормы мы преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ничто на свете, даже самая страшная буря, «ни смерть, ни жизнь», ни самый ужасный демон, ни даже сам дьявол, «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем».