25 сентября, 2021
Мы продолжаем читать главу 9 Евангелия от Марка о том, как Иисус ходит по Галилее и объясняет своим ученикам, что значит «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» (Евангелие от Марка 8:35).
[Он говорит об ученичестве, о том, что означает быть последователем Христа, того Христа, которого должны распять.
Трижды в главах 8–10 Евангелия от Марка Иисус говорит ученикам, что идёт в Иерусалим, где его предадут, убьют, и где он воскреснет.
Он говорит о той силе, которая даётся человеку, когда у него не остаётся ничего, кроме надежды на Бога (Евангелие от Марка 9.14–29).
Он говорит о «перевёрнутых ценностях» Царства Божьего, где не надо карабкаться по лестнице вверх, а наоборот надо спуститься вниз, и где величие заключается в том, чтобы служить другим. (Евангелие от Марка 9. 33–37)]
Сегодня мы дошли в Евангелии от Марка до главы 9.38–50, где есть довольно страшные строки.
Не стань соблазном для другого.
Лучше умереть, чем поколебать веру другого человека и стать причиной её крушения.
Лучше отсечь руку или ногу или вырвать свой глаз, чем согрешить и «быть ввержену в геенну… где червь пожирающий не умирает и огонь не угасает» (9. 48).
Не надо понимать эти слова буквально.
Ориген, который 1800 лет назад воспринял их буквально и оскопил себя, является примером того, как НЕ НАДО интерпретировать эти слова.
Кстати, рука, нога и глаз тут ни при чём. Это сердце виновато, оно руководит ими.
Мне кажется, речь идёт о том, что нужно осознавать, когда рука тянется к тому, что тебе не принадлежит. Когда она сжимается в кулак, её надо «отсечь» – убрать; если ноги несут нас туда, где мы будем грешить, нужно «отсечь» их, то есть не ходить туда. А если мы смотрим на то, что соблазняет нас, нужно «вырвать» глаза, то есть отвести их.
Ещё один пример, не из Евангелия. Если ваш телефон заставляет вас смотреть на то, на что смотреть не надо, – а без смартфона вы обойтись не можете – попробуйте посвятить его Богу, пообещав использовать только для благих целей и выбрав в качестве пароля имя ИИСУС или, например, БУДЬ СВЯТ, КАК Я СВЯТ.
Но даже если мы не будем интерпретировать эти евангельские строки буквально и ампутировать себе руки и ноги, всё равно мы должны воспринимать слова Спасителя как серьёзное предупреждение, что нельзя соблазнять других, и как напоминание о последствиях греха.
Иисус называет здесь ад Геенной. Так называлась долина за Иерусалимом, где находилась городская свалка. Туда свозили не только мусор, но и останки преступников, изгоев и животных. Она постоянно горела, а от разлагающихся трупов исходил смрад гниения. Современники видели в Геенне образ ада, полную заброшенность и запустение.
А когда Иисус говорит об огне и червях, Он цитирует пророка Исайю. Исайя пророчествовал о последних днях, о людях, которых Бог собрал воедино из плена: «будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь, пожирающий их, не умрёт, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти».(Исайя 66:24)
Это говорит Иисус.
Иисус – нежный, кроткий и смиренный! Задумайтесь над этим!
В Хрониках Нарнии есть замечательные слова, когда дети спрашивают про Аслана – льва, который олицетворяет Христа.
Бобриха говорит о нём: «тот, у кого при виде Аслана не дрожат коленки, или храбрее всех на свете, или просто глуп.
– Значит, он опасен? – спросила Люси.
– Опасен? – переспросил Бобёр. – Разве ты не слышала, что сказала Бобриха? Кто говорит о безопасности? Конечно же, он опасен. Но он добрый, он царь зверей, говорю ж тебе.»
Или как писал А.В. Тозер: «Христа нельзя познать, не почувствовав при этом трепета и страха, сопутствующих этому знанию. Он прекраснейший из тысяч и тысяч, но Он ещё и Господь великий и всемогущий. Он друг грешников, который вселяет ужас в бесов. Он кроток и смирен сердцем, но Он Господь и Христос, который, несомненно, придёт судить всех людей. Никто из хорошо знающих Его не посмеет непочтительно вести себя в Его присутствии.»
Читая эти слова, понимаешь, что Христос – это очень серьёзно.
Не становись соблазном для другого.
Иисус говорит: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в меня, тому лучше было бы, если бы … бросили его в море.» (ст.42)
Возможно, вы скажите: «Если речь идёт о насилии над детьми, тогда, конечно.»
Насилие над детьми — это чудовищно. Несколько человек рассказывали мне, что в детстве их насиловали. И боль не проходит, так и живёт в них. Западная церковь только сейчас начинает осознавать реальность сексуального насилия (и другого насилия тоже) и невероятный вред от него, особенно когда его наносят священнослужители, прикрываемые священноначалием.
Но дело не только в этом.
Обратите внимание, как Иисус упрекает Иоанна в стихе 38. Иоанн – непонятно по какой причине: из-за зависти, излишнего самомнения, или потому, что это было «их дело» и он не хотел допускать к нему никого постороннего, – ставит препятствие на пути самочинного экзорциста.
Помните тот случай в главе 11 книги Чисел, где Моисей созывает 70 израильских старейшин на встречу с Богом. Дух Божий сходит на них, и они начинают пророчествовать. Но двое других, которые не были на встрече, тоже начинают пророчествовать, и тогда Иисус Навин просит Моисея запретить им это. Однако Моисей отвечает ему: «Не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числа 11:29)
Не спешите судить человека, который освобождает людей во имя Христа, который проповедует во имя Христа или творит дела милосердия во имя Христа, даже если он во многом не прав.
Именно так поступили Иоанн и другие ученики. Они думали, что только они «санкционированные проводники Божией благодати».
Не дай нам Бог считать, что церковь принадлежит нам, и прогонять людей, которых мы считаем чужими.
Это здание, может, и было построено шотландскими предпринимателями, но принадлежит оно городу Москве. Да, мы служим по-английски для иностранной диаспоры, но Евангелие существует для всех.
И мы можем служить соблазном для других, можем разрушить веру другого человека, если мы эксплуатируем его, издеваемся над ним, не ставим его ни в грош, или отказываем ему в прощении. Мы соблазняем людей своей похотью, любовью к деньгам, отсутствием самоконтроля, стремлением влезть повыше на лестницу, сбрасывая при этом других. Мы соблазняем других, когда в наших словах не звучит Божия любовь, Божия святость, милосердие и прощение.
Скольких людей мы привели к Христу?
Скольких людей мы отогнали от Христа?
Не только тем, что мы сделали, а тем, чего мы не сделали.
Не только тем, что мы сказали, а тем, чего мы не сказали.
Постой, – скажите вы, – что же мы можем сделать?
Мы все грешники. Мы все когда-то использовали людей в своих целях, мы все срывались на других. Мы все отталкивали людей – и я, как священник, делал это больше, чем все вы вместе взятые.
Меня уже давно пора было четвертовать, выколоть глаза и утопить.
Так есть ли для нас хоть капля надежды?
Два последних стиха дают надежду тем, кто соблазнил других:
«Ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль- добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.» (Евангелие от Марка 9:49-50)
Огонь – это огонь Святого Духа и суда.
Это огонь страданий, который отрывает от нас человека или вещь, которых мы превратили в своих божков.
Это огонь пронизывающего слова Божьего, которое заставляет нас сострадать человечеству и плакать, вспоминая те препятствия, которые мы чинили на пути других людей, сокрушаясь о том, как мы с ними обращались и что с ними сделали.
Клайв Льюис пишет: «Мы питаем странную иллюзию, что простое течение времени сводит грех на нет. Я слышал, как люди, в том числе и я, рассказывали о жестокостях и обманах, допущенных в детстве, так, словно нынешний говорящий не имел к ним никакого отношения, и даже со смехом. Но само по себе время никак не отменяет факта или вины греха. Вина смывается не временем, а покаянием и кровью Христа; если мы раскаялись в этих детских грехах, мы должны помнить цену нашего прощения и быть смиренными.»
Это и есть огонь, который может как обличить нас, так и – если мы позволим – очистить и изменить нас.
В огне рождается соль (не с научной точки зрения, а с метафизической), которая и есть Божия жизнь в нас, Божие слово в нас, раскаяние в грехах и невероятная благодарность за прощение и жизнь.
Апостол Павел пишет:
«От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.» (Послание к Римлянам 5.3–5)
Нас будут судить. Огнём – или сейчас, если станем служить Богу (подобно соли в Ветхозаветной жертве), или уже в Судный день.
Если мы позволим Богу судить нас сейчас, этот суд приведёт к жизни, а не к смерти.
Да, я соблазнял других.
Да, я не пускал их в жизнь вечную.
Да, я заслуживаю того, чтобы меня утопили, сожгли как мусор.
Но, если я уповаю на Христа, огонь приведёт меня к соли раскаяния.
Открываясь суду Божиему, мы слышим благую весть о любви, прощении и милости Божией, о смерти Христа за нас.
Оказывается, Он умер за нас, потому что Он не хочет гибели никого из людей.
Мы приходим к Нему, раскаиваемся и с плачем молим о милости, с надеждой и упованием на Его милость, и приносим себя Ему вновь, как живую жертву, чтобы жить ради него; и мы молим Господа изменить нас.
Поэтому последний стих гласит: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собой» (Евангелие от Марка 9:50).
Мы община людей, которые предстояли перед святостью Божией.
Мы община людей, которые осознают, скольких людей они соблазнили.
Мы община людей, которые знают, что заслуживают Геенну, а вместо этого получили от Бога прощение, милость и дары Святого Духа.
Мы призваны нести людям мир.