Мы очень быстро превращаем то, что задумывалось как благословение, в проклятье.
То же случилось и с Субботой.
Суббота была седьмым днём в еврейском календаре.
В Книге Бытия говорится, что Бог создал мир за шесть дней и почил на седьмой. Так что Он благословил седьмой день и освятил его.
Для еврейского народа Шабат – день отдыха (Шабат и значит отдых) – приходился и приходится на субботу.
Хотя по иудейскому календарю день начинался и начинается вечером предыдущего дня, так что Шабат начинался в 6 часов вечера пятницы, а заканчивался в 6 вечера субботы.
Одна из десяти заповедей гласит о том, что надо чтить Субботу:
Исход 20.8-11
8 Помни день субботний и святи его. 9 Шесть дней работай и делай всякие дела твои. 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему; не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, живущий в городах твоих. 11 ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Второзаконие 5: 12-15
Соблюдай день субботний — да будет священным он для тебя, как заповедал тебе ГОСПОДЬ, Бог твой.
Работай шесть дней и делай всё, что необходимо,
а седьмой день — суббота, день, посвящаемый ГОСПОДУ, Богу твоему. Никакой работой не занимайся в сей день, и не только ты сам, но и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и вол твой, и осел — весь скот твой, и человек пришлый, у вас поселившийся, чтобы раб твой и рабыня твоя отдохнули, как и ты.
Помни о том, что и ты был рабом в Египте. А ГОСПОДЬ, Бог твой, вывел тебя оттуда рукой могущественной, десницей простертой, потому и заповедал тебе ГОСПОДЬ, Бог твой, соблюдать субботу.
Так что суббота была днём отдыха. Но она также стала днём, когда праздновали свободу и вспоминали, как Господь вывел народ Израиля из Египта, где они были рабами и беженцами.
Одно то, что израильский народ мог праздновать Субботу, уже доказывало их свободу. Когда они были рабами в Египте, им некогда было праздновать Субботу.
В Ветхом Завете были не только субботние дни, но и «субботние» годы.
Каждый седьмой год земля должна была отдыхать.
Левит 25.4-5
…в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. 5 Не сжинай плодов жатвы твоей и не собирай ягод с необрезанной лозы твоей: это будет год полного покоя для земли.
Это касалось не только земли. В этот день все долги прощались, а люди, продавшие себя в рабство, отпускались на волю (Второзаконие 15.1.12)
И действительно, в Библии есть упоминание не только о субботнем дне и «субботнем» годе, но и об отце всех суббот, всем шабатам шабате.
Каждый пятидесятый год должен был стать юбилейным годом: «Провозглашайте свободу на земле всем жителям её» (Левит 25: 10)
…земля вернётся её первоначальным владельцам
…долги отменят
…рабы будут отпущены на свободу
Так что в понятии суббота сплетены две темы.
Тема отдыха и тема свободы.
Люди могут отдохнуть от работы – включая рабов, животных и даже землю.
А в «субботний» год люди доверяли Богу и надеялись, что земля сама принесёт плоды.
И тут же тема свободы.
Долги прощены, а рабам дарована свобода.
В Субботу люди могли вспомнить, как Господь даровал им свободу, они могли праздновать свободу, или скорее пользоваться ей.
Иными словами, Суббота была даром от Бога, чтобы мы могли заглянуть в Царство Божие; это было вторжение Царства Божьего на землю, в нашу эпоху.
Это задумывалось как благо, а превратилось в проклятье.
Как это следует из сегодняшнего чтения и из других мест в Новом Завете.
Вместо того, чтобы сосредоточиться на том, чему посвящена Суббота, люди в конце концов озаботились тем, чего нельзя делать в Субботу.
Вместо того, чтобы приносить радость, соблюдение Субботы стало обузой, отягощавшей людей.
Субботу окружили законами, где было прописано, что можно было делать, а что нельзя; что являлось работой, а что – нет.
И хотя многие законы заключали в себе великую мудрость – можно совершать действия, необходимые для поддержания жизни, но нельзя заниматься созидательным и творческим трудом – когда это превращается в закон, он становится обременительным, а подчас просто смешным.
Вот против чего восстаёт Христос в сегодняшнем нашем чтении.
Он исцеляет женщину, искалеченную и согбенную уже 18 лет.
Она пришла в синагогу в Субботу.
Иисус дотрагивается до этой скрюченной женщины, она распрямляется и начинает славить Господа.
А когда Его и тех, кто был с Ним, начинает упрекать начальник синагоги, Иисус указывает, что отвязать вола или осла и отвезти его напоить водой из колодца не считается работой ни для человека, ни для животного (если на животное не навьючено ничего).
Обратите внимание на слова, которые употребляет Иисус в церковнославянском переводе. Он говорит, что человек «отрешает» своего вола от яслей, чтобы он мог пойти и напиться воды. И Он добавляет: «сiю́ же дще́рь Авраа́млю су́щу, ю́же связа́ сатана́ се́ осмоена́десяте лѣ́то, не досто́яше ли разрѣши́тися е́й (от того же корня, что и отрешает) от ю́зы сея́ въ де́нь суббо́тный?» (Евангелие от Луки 13:16)
Вот, что пришёл совершить Иисус.
В начале Евангелия от Луки Иисус провозглашает свой манифест.
Он пришёл благовествовать нищим, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение и отпустить измученных на свободу.
Вот в чём смысл Субботы.
В том, чтобы отпускать людей на свободу, чтобы Господь отрешал нас от груза, который давит нас, чтобы развязать узы, связывающие нас и дать нам распрямиться и славить Господа.
Смысл Субботы в предвкушении Царства Небесного.
Так что нам делать? Должны ли мы праздновать Субботу? И как надлежит её праздновать?
Эти вопросы уводят нас вглубь теологии, и мы с вами лишь коснёмся её поверхности.
Ранние христиане перенесли праздник с последнего дня недели (субботы) на первый день (воскресенье).
Сделано это было, так как Христос воскрес из мертвых в первый день недели – в воскресенье. Согласно евангелисту Матфею (Евангелие от Матфея 28.1), Иисус воскрес из мертвых «по прошествии субботы, на рассвете первого дня недели».
Евангелист Лука пишет в Деяниях апостолов о визите апостола Павла в Троаду: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба». (Деяния апостолов 20.7)
В свою очередь апостол Павел пишет в Первом послания к коринфянам 16.2: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние…для…подаяния». (Иоанн Богослов тоже говорит о первом дне недели – воскресенье. (Откровение Иоанна Богослова 1.10)
И мы тоже чтим Воскресенье, первый день недели, потому что мы теперь часть нового Божьего творения.
Старый тварный мир зародился в тот первый день, описанный в главе 1 Книги Бытия, когда Господь сказал: «Да будет свет».
Новое Божье творенье родилось на восьмой день (по словам Иоанна Богослова) или в первый день новой недели, когда Иисус Христос воскрес из мертвых.
Дело в том, что с воскресением Христа на земле действительно началось Царствие Небесное, а на небесах не будет никакого специального Шабата, потому что каждый день будет Шабат.
Мы народ Божий, мы освобождены от греха, мы прощены, проклятье, о котором говорится в Главе 3 Книги Бытия, взял на себя Иисус и победил его, а для нас это означает отдохновение, Божий «шабат». По нашей вере каждый день может стать Шабатом.
Апостол Павел в своём Послании к Колоссянам критикует тех христиан, которые говорят, что мы должны чтить определённые дни (включая Субботу), и тех, кто порицает их за это.
К Колоссянам Послание апостола Павла 2:16:
Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу.
Но ведь мы пока ещё не в раю – мы всё ещё живём в этом мире. И раз Господь заповедал в древности, что хорошо иметь день отдыха, и это имело смысл для наших предков, значит, это имеет смысл и для нас.
Этот день помогает нам помнить и то, что Бог сотворил и Его замысел для этого мира. Этот день напоминает нам об отдыхе и свободе. Он помогает нам жить в определённом ритме, а один день в неделю предвкушать райскую свободу и отдыхать.
В молодости я очень строго и формально относился к воскресенью. Мне кажется, я никогда не ходил в магазин по воскресеньям (да и магазины в Англии стали работать только с 1994 года по воскресным дням). Я очень редко пропускал воскресные службы (что правда и поныне). В бытность мою студентом я старался освободить воскресенье от работы, даже перед экзаменами. Когда я начал служить, я всеми силами защищал свой выходной, и я думаю, я был прав – это было и есть хорошее правило.
И всё-таки я, пожалуй, как тот правитель синагоги, иногда беспокоился не о том.
Соблюдение дня отдыха – это не упражнение в послушании, хотя нам следует помнить, что это наш христианский долг.
Это скорее благословение, дар Божий. Не просто время вспомнить, что Бог освободил нас, но день, когда мы можем, наслаждаясь свободой, предвкушать нашу будущую жизнь на небесах.
И даже если у нас нет возможности устроить себе выходной – я прекрасно знаю, что некоторые из вас не могут себе это позволить (хотя, если это зависит от вас, я бы настоятельно рекомендовал вам подумать и довериться Богу – ведь Он сказал древним израильтянам, что земля сама будет приносить урожай в субботний год, иными словами, даже не возделывая землю, голодными они не останутся) …
(Кстати, если вы работодатель, никогда не заставляйте своих подчинённых работать семь дней в неделю, только в чрезвычайных ситуациях).
Но даже если вы не можете взять выходной, я вас очень прошу найти время помолиться Богу вместе с другими людьми (предпочтительно в воскресенье).
Ранние христиане встречались очень рано поутру в первый день недели.
И не только потому, что Христос воскрес именно в это время, но потому, что многие из них были рабами, у которых не было выходного дня, и это было единственное время, когда они могли собраться.
Это важно.
В течение недели на нас навьючены дела этой недели: мы взваливаем на свои плечи тяготы мирские и, в результате, начинаем терять ориентиры. Мы смотрим вниз. Наш мир сужается. Нам кажется, что мы отвечаем за горести этого мира, и мы устаём.
А когда мы приходим в церковь – вначале, возможно, из чувства долга – вдруг всё преображается. Мы вспоминаем, что существует Бог, который нас любит и умер за нас; мы исповедуем свои грехи и узнаём, что Господь простил нас; мы снова вверяем себя, тех, кого мы любим, и ситуацию, в которой находимся, в руки Божьи и вспоминаем, что всё в Его руках и что есть надежда. А иногда мы получаем физическое исцеление, когда приходим к Господу Иисусу Христу.
И вот мы, сгорбленные и сломленные, обнаруживаем, что мы уже обрели отдохновение во Христе и мы свободны.
И мы распрямляемся и славим Господа.