И НЕЗРИМОЕ СТАНЕТ ЗРИМЫМ. Евангелие от Марка, глава 5.21-43

Если бы у вас был выбор сверхъестественных способностей, что бы вы выбрали? Я бы, пожалуй, способность летать! Очень пригодилась бы в наше время закрытых границ…

А как насчет способности стать невидимым?

Хорошо, если вы можете по своей воле стать невидимым, а потом стать видимым опять. А если застрянешь в невидимом состоянии, и никто тебя не услышит и не увидит? Кстати, это одна из причин, почему люди боятся привидений.

Из сегодняшнего Евангельского чтения мы узнаём, что Иисус мог делать незримое зримым.

Именно это произошло с одной женщиной.

Она была невидимой для окружающих– не потому, что она обладала сверхъестественной силой, – она была „невидимой“, потому что никто её не замечал.

Двенадцать лет она страдала кровотечением. То есть, была „нечистая“. И, соответственно, она была изолирована от общества. Жила сама по себе. По сути, как призрак. Она могла прийти с толпой и уйти с толпой, и никто бы ее не заметил, никто бы ее не хватился.

Разве что, кто наживался на ее болезни, кто высасывал всю кровь из нее в прямом смысле. Апостол Марк пишет, что она потратила все свои деньги на врачей, но никто ей так и не помог.

В наших городах есть множество людей-невидимок. Они приезжают в город, потому что дома у них нет никакой надежды на будущее. Они едут за мечтой.

У нас принято поощрять честолюбие. Детям “прививают” амбициозность, учат мечтать о великих свершениях. Ты можешь добиться чего угодно, стать кем пожелаешь.  Что ж, честолюбие — это неплохо, но до разумных пределов.

Можно страстно хотеть стать космонавтом, или хоккеистом, или балериной, или олигархом, или выйти замуж за олигарха, или – на худой конец – за богатого иностранца, но этого же хотят еще миллионы людей. И на всякий случай надо иметь план Б, план В и план Г.

Знаете старую английскую историю про Дика Уиттингтона, у которого был кот? Дик прослышал, что в Лондоне улицы вымощены золотом. И вот он взял своего кота и отправился в Лондон, где он в конце концов разбогател и стал Лордом Мэром.

Но на каждого Дика Уиттингтона приходятся миллионы других людей, которые приезжают в большие города, и их там ждет горькое разочарование, несправедливость и заброшенность, и они превращаются в «невидимок».

Город делает их незаметными.  Вначале это кажется преимуществом – что хочешь, то и делай. Иди, куда хочешь. Никто тебя не проверяет. Но случается, по разным причинам, – и болезнь среди них не последняя, равно как и наркотическая зависимость, – что люди попадают в порочный круг и становятся невидимыми. Их никто не замечает. И они попадают в ловушку, теряютcя и становятся крайне уязвимыми и беззащитными.

Когда я был викарием одной из церквей в Лондоне, величайшим источником вдохновения и сил служили люди, которые приходили в храм. Среди них было мало богатых и знаменитых (один-два!), зато очень много приезжих, часто из других стран, которые потянулись в Лондон за обещанием новой жизни. Но их надежды не оправдались, и они стали «невидимками», потерялись. Одна наша прихожанка по имени Люси из Перу, работавшая в Лондонской Городской Миссии, основала некое пространство, которое она назвала Площадью Благодати. Там люди, приходившие в храм, встречались с такими же потерянными людьми, такими же «невидимками».

И представьте, некоторые из них обрели дом вдали от дома.

Но я что-то очень отклонился от Евангельского чтения!

Так вот.  Эта незаметная женщина украдкой подходит сзади к Иисусу и дотрагивается до его одежд. Почему украдкой? Так ведь она «нечистая», и, как все нечистые, она не должна была близко подходить к раввину, к духовному учителю. И еще потому она незаметно подходит к Христу, что в ее собственных глазах она невидимка (только так она могла выжить), и она настолько привыкла быть незаметной, что хочет такой остаться.

А что же Иисус? Иисус делает невидимое видимым. Когда он зовёт её выйти вперёд и показать себя, она в ужасе. Но он это делает не для того, чтобы отругать или публично осрамить её.

Он хочет убедить ее, что с ней всё в порядке, что она не сделала ничего плохого, и что она исцелена. Он делает это для того, чтобы окружающие люди её наконец-то увидели.

Эта история связана с историей Иаира. Оба они – и женщина, и Иаир – в отчаянии.  Двенадцать лет болела женщина, двенадцать лет дочери Иаира.

Для каждого из них проблема, с которой они пришли к Христу, усугубляется, прежде чем решиться (дочь Иаира умирает, а женщине приходится признаться в том, что она сделала).

Иаир приходит к Иисусу открыто, его видят все – но исцеление его дочери происходит в тайне ото всех, невидимо.

Женщина подходит к Иисусу тайно, незаметно – но её исцеление происходит прилюдно, на глазах у всех.

На какой-то короткий момент, навсегда запечатлённый в Священном Писании, Бог сводит воедино жизни этих двух абсолютно разных людей. Уверен, когда они встретятся в раю, им будет о чем поговорить!

Интересно, что никто из них не декларирует свою веру в истинную сущность Христа. Они не называют Его ни сыном Давида, ни сыном Божиим. Они не называют его ни учителем, ни Господом. Они просто знают, что в Его власти спасти их силой Божьей.

Эти люди начинали прозревать, видеть внутренним оком то, что невидимо нашему взору. Сквозь видимое им открывалось невидимое.

Большинство иудейских старейшин видели в Иисусе выскочку, ложного учителя-еретика, нарушителя спокойствия, которого необходимо уничтожить (Евангелие от Марка 3.6).

Но Иаир, сам глава синагоги, увидел в Иисусе того, кто мог исцелить его дочь. А основная масса людей в толпе видели в Иисусе знаменитость, факира, фокусника, выдающегося учителя. Они шли за Ним посмотреть, как Он вылечит дочь Иаира.

А женщина увидела, что Иисус сможет ее исцелить.

Сегодня мы приходим в церковь по многим причинам: послушать, как говорят по-английски, встретиться с друзьями, спрятаться от уличной жары.

Но я всё-таки надеюсь, что мы приходим в церковь потому, что мы начинаем прозревать. Может быть, мы еще не совсем понимаем, кто такой Христос, но мы начинаем понимать – вместе с той женщиной и Иаиром – что мы можем обратиться к Христу, когда мы в отчаянии, что Он может сделать незримое зримым и что однажды Он сделает всё невидимое видимым.