В Евангелии от Иоанна 11:35 мы читаем «Иисус прослезился» или «Иисус заплакал». Независимо от перевода, это самый короткий стих в Библии. Почему Он плачет? Вполне очевидно, Он не оплакивает Лазаря. Иисус знает, что через несколько минут Он вернёт Лазаря к жизни. Это не слёзы сочувствия к Марии и Марфе и другим скорбящим, ведь Он знает, что в следующий момент их горе обернётся радостью. Если к вам приходит ребёнок, расстроенный, потому что у него что-то отняли, а вы можете дать ему нечто гораздо лучшее, вы его пожалеете, но вместо того, чтобы плакать с ним, вытрете ему слёзы и успокоите. Так почему же плачет Иисус?
1.Иисус плачет из сострадания – Он видит, что делает смерть.
Он видит, какой урон она наносит. Смерть никогда не входила в Божественный замысел.
Когда Господь создавал мир, смерти не было. В самом центре Эдемского сада росло древо жизни.
Сама по себе смерть – это ничто. Это просто отрицание сущего – жизни и творения.
Смерть проникла в сотворённый мир как чужеродный вирус, как последствие греха, когда люди, получив свободу выбора, предпочли жизни небытие, вместо союза с Богом, который Он предлагал им.
Грех и смерть разрослись. А вакцины против них не существует. Они ведут совсем в другой сад, где мёртвый Лазарь лежит в запечатанном гробе, где у людей разбиты сердца.
Мы читаем о появлении смерти в Книге Бытия, первой книге Библии. В последней книге Библии, Откровении Иоанна Богослова, мы видим смерть в образе всадника на бледно-зелёном коне, и ему дана власть умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными.
(Откровение Иоанна Богослова 6:8)
Иисус плачет, потому что Он видит, что смерть делает с нами.
Смерть отрывает от нас наших любимых. Она разделяет. Она смеётся над нашими обещаниями, надеждами и любовью. Она лишает нас всего. Она приносит опустошение, отчаяние, страх и боль.
Помню, один человек сказал мне после смерти жены, что никогда не думал, насколько смерть материальна.
Конечно, смерть может прийти как избавление, как друг.
Но только когда её гнусные сородичи – тлен и страдание – уже сделали свою разрушительную работу и приготовили всё для неё. Человек может призывать смерть, но только если несчастья, болезнь, жестокость или старость уже лишили его жизни – сил, здоровья и ясности мысли.
Екклесиаст (12:3-5) рисует наглядную, но довольно удручающую картину старости: «Придёт день, когда задрожат стерегущие дом, и сильные мужчины согнутся, и мелющие женщины перестанут молоть, потому что осталось их немного, и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы, и зацветёт миндаль, и отяжелеет кузнечик, и ты утратишь желание жить.»
Похожим образом описывает старость Шекспир, называя её седьмым возрастом: «без глаз, без чувств, без вкуса, без всего».
За последнюю неделю трое людей старше меня, которые страдают от мучительных недугов, сказали мне: «Не старей!»
Не очень практичный совет, но я понимаю, что они имели в виду.
Так что Иисус сострадает нам и плачет, потому что видит, что делает смерть не только с нами, но и со всем творением, которое Он создал безгрешным.
Апостол Павел пишет, что сотворённый мир жаждет освободиться от тления; мы называем это законом энтропии.
Иисус оплакивает людей, живущих под сенью смерти, в плену у страха смерти и уничтоженных смертью (Послание к евреям 2:15).
Разделяя горе с Марией и Марфой, Он плачет и о нас с вами.
Слёзы Спасителя говорят о Его ненависти к смерти и глубоком сострадании людям.
Его слёзы – это слёзы сострадания и любви, которая привела Его на крест и заставила умереть за нас.
Ефрем Сирин пишет: «Но слезы Его оказались как дождь, Лазарь – как хлебное зерно, а гроб – как земля. Испустил голос Свой, подобно грому, смерть была устрашена этим голосом, Лазарь исшел, как хлебное зерно.»
Любовь привела Иисуса на крест, которым Он уничтожил смерть – последнего врага (Первое послание к Коринфянам 15.26) – победил своей смертью за нас.
В Послании к евреям 2:14 мы читаем: «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти».
Как победно поют православные христиане на Пасху, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
2. Иисус плачет, потому что гневается из-за их неверия
Греческое слово, которое переводится, как «воскорбел духом», редко встречается. Иоанн употребляет его дважды в этой главе, хотя у Апостолов Марка и Матфея мы видим его только там, где Иисус укоряет или строго предостерегает.
Если вы прочитаете главу 11 Евангелия от Иоанна, вы увидите разницу между сёстрами Лазаря Марфой и Марией.
Иисус и раньше приходил в дом к Марфе и Марии. Тогда Он похвалил Марию за её веру. Теперь же веру проявляет Марфа, а Мария ослеплена горем.
Когда Иисус приходит в Вифанию, первой Его встречает Марфа. Она падает к Его ногам и говорит: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.»
Опираясь на её веру, Иисус подводит Марфу к признанию, что Он есть воскресение и жизнь, что Он Мессия, Сын Божий, который пришёл установить вечное Царство Божие.
Но когда Мария встречает Его, всё, что она может сказать, это: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».
Глядя на неё, на плачущую толпу, Иисус сам «воскорбел духом, возмутился».
В их слезах Он видит не только потерю, но и отсутствие веры – веры в Его силы и в Него самого.
Это неверие заразно.
Марфа, которая раньше верила, теперь, когда Иисус говорит: «Отнимите камень», возражает: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе».
Кстати, на многих иконах, изображающих воскресение Лазаря, можно заметить – когда Лазарь выходит из гроба, один из присутствующих зажимает нос!
И Иисус опять испытывает Марфу: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»
Иисус плачет, потому что видит их неверие.
Братья и сестры, мы можем доверять Иисусу даже перед лицом смерти.
Это был такой тяжёлый год.
К концу сентября в России было зафиксировано 720000 избыточных смертей с начала пандемии. То есть, умерло на 720000 больше, чем в среднем умирало ежегодно за последние 10 лет.
Это не просто цифры.
Коллега моей жены пришла к ней в слезах – её муж, которому всего 30 с небольшим, только что похоронил третьего друга или сослуживца за этот год.
Но несмотря ни на что, мы можем верить Иисусу, потому что Он совершенно иной. Он не просто чудотворец (хоть Он и творит чудеса), Он «воскресение и жизнь».
Если ты с Христом, если ты доверился Ему и веришь в Него, если ты стал частью Его – да, конечно, ни тебе, ни твоим близким не избежать смерти – но на самом деле ты никогда не умрёшь, не исчезнешь, не перестанешь существовать.
Иисус не забирает свой народ из этого мира.
В главе 17 Евангелия от Иоанна Он молится о том, чтобы Бог защитил тех, кто доверился Ему, и не дал им отпасть от Него, чтобы никто не забрал их у Него. Он молится, чтобы мы оставались с Ним и были святы.
Он не отирает наши слёзы, но Он может превратить слёзы печали в слёзы радости.
Он здесь не в роли джинна из сказки, который делает нас счастливыми. Он наш Господь и Бог, который может даровать нам святость.
А чтобы получить эту святость, нам нужно пройти через сумрачную долину смерти – своей собственной и тех, кого мы любим.
Конечно, мы будем оплакивать наших близких, ушедших от нас.
Хотя в действительности мы часто плачем не о них, а из-за боли разлуки, об утраченных возможностях и о себе.
Усопшие в руках Божьих. Я не хочу сказать, что все наши близкие, ушедшие от нас, с Богом в раю. Мы не знаем, где многие из них, особенно те, кто так и не узнал Христа. Господь признаёт те решения, которые все мы принимаем пока мы здесь, на земле. Но я не сомневаюсь, что мы можем доверить наших усопших близких Господу, и как бы там ни было, Господь всё управит, а значит, всё будет справедливо и правильно.
Конечно, мы будем плакать, ведь смерть – это отрицание самого Христа.
Иисус говорит: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».
Конечно, надо бороться против страданий и смерти и того, что причиняет страдания и смерть, каждой клеточкой своего существа.
Но как последователи Христа мы должны видеть смерть совершенно в новом свете.
Мы не должны плакать как другие, без веры.
Мы не должны плакать безнадежно.
Иисус – воскресение и жизнь. В Нем нет места для смерти.
Апостол Павел пишет о том, что при крещении человек умирает. Твоё крещение – это отпевание того, кем ты был раньше. Крещение ставит печать смерти на том, кем ты был, и возрождает тебя во Христе.
Пока мы живы в этом мире, мы с Ним, хотя сейчас мы видим всё смутно, только через веру.
Когда мы умрём, мы будем с Ним и увидим Его лицом к лицу.
Воскресение Лазаря – это одна из самых древних христианских икон. Это изображение можно найти в катакомбах, где христиане хоронили мёртвых в надежде на воскресение.
Мы можем жить с миром в душе. Сам процесс умирания страшен, но раз Господь не оставит нас в этот момент, мы можем не бояться смерти. И мы молимся и ждём того дня, когда смерти не станет, когда она вместе с адом будет ввергнута в пучину пламени. Мы ждём прихода Царя и Его Царства во всей славе, когда мёртвые восстанут и небесный Иерусалим сойдёт на землю, когда не будет больше рыданий, боли, мучений и смерти, а мы вместе со всеми святыми узрим Его и будем с Ним.
«Иисус прослезился» – может быть самым коротким стихом в переводе Библии.
Но в греческом оригинале есть ещё более короткий стих.
Евангелие от Иоанна 11:35 на греческом насчитывает три слова и 16 букв, а
Первое Послание Фессалоникийцам 5:16 – два слова и всего 14 букв – Πάντοτε χαίρετε – Всегда радуйтесь!
Слёзы Иисуса сулят нам радость.
Мы радуемся вместе со всеми святыми, потому что Он так возлюбил нас, что умер за нас, что пошёл на смерть, чтобы победить смерть. Мы радуемся вместе со всеми святыми, потому что Он с нами сейчас. Мы радуемся со всеми святыми, потому что ничто не может отлучить нас от Его любви – ни жизнь, ни смерть. Мы радуемся со всеми святыми, потому что Он дал нам надежду.