СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ САВАОФ. ПРОПОВЕДЬ НА ТРОИЦКОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Исайя 6:1-8

Знаете историю про девочку, которая пришла домой из Воскресной школы? Отец ее спрашивает: “Что ты сегодня делала в школе?”  “Рисовала Бога.” “Но, Лиза, никто же не знает, как Он выглядит.” “Теперь знают,”- дерзко ответила дочь.

В 6 главе Пророк Исайя знакомит нас с Богом. Не с тем Богом, который живет в нашем воображении, а с живым Богом.

 
1. С Богом, который Свят.

Ангелы восклицают: “ Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!”
А мы повторим это за ними чуть позже, за нашей службой, в молитвах и затем в причастной молитве.

Что значит быть святым?

Если кто-то свят или что-то свято, они стоят особняком, отдельно от других, они освящены, священны.
 
От того же корня происходит слово “святится” в молитве «Отче Наш», когда мы обращаемся к Богу со словами “ да святится имя Твое.”

Есть такое понятие, как святость Божества.

Философы называют это онтологической святостью Бога.
Бог полностью отделен от нас, Он другой. Он вне наших понятий.   

Он создатель пространства и времени и потому находится за пределами наших представлений о пространстве и времени.

Существует огромная разница между Творцом (Богом) и нами, Его тварью:

  • тварь не рождается от Бога, как ребенок из материнской утробы;
  • природа твари не та, что у Бога.

          В Послании к Евреям говорится: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.» К Евреям 11:3

Теологи называют это сотворение ex nihilo, из ничего.

В начале Бог произнес Слово, и возникло созданное Им.

Поэтому все, что мы говорим о Боге, не может адекватно передать Его.

Мы в чём-то похожи на муравьёв, которые своими усиками и носиками, и способами общения с другими муравьями пытаются объяснить, что такое человек. И не только потому, что Бог такой огромный, а мы такие крошечные, что мы не можем его разглядеть. Просто наш язык, понятия и логика не годятся для этого.

В нашем представлении Бог — это Отец, это человек, это любовь – и, разумеется, всё это правильно. Но Бог гораздо больше, чем просто увеличенный вариант земного отца, Он гораздо больше, чем человек или любовь в нашем понимании.

Существуют прекрасные слова для описания Бога: Вездесущий, Всеведущий, Всемогущий.
  
Но так как даже эти слова не могут описать Бога, очень часто приходится использовать эпитеты с отрицательными приставками: бессмертный, невидимый – Он не смертен, Он не видим.

Даже гимн такой есть, замечательный: “Eдиный бессмертный, в неприступном свете…” (Эта строчка из Послания Тимофею 6:16)
Поэтому ни одно изображение не может передать вечного Бога, ни искусство, ни музыка. Ни даже Лизин рисунок!


Рублевская икона Святой Троицы, кстати, не изображает три лица Троицы. На иконе три ангела, которые представляют три лица Троицы.

Есть такое понятие, как Святость Божества, а кроме того, существует святость божественного сердца – нравственная святость:


Всё, что истинно, прекрасно и совершенно, исходит от Бога и может быть обретено в Боге.

На прошлой неделе мы вспоминали сошествие Святого Духа, который появился в виде огненных языков. Огонь –это прекрасная форма для передачи святости Бога, потому что огонь чист и очищает. Огонь сжигает всё, что нечисто, он отделяет металлы друг от друга. Если мы хотим отделить золото от других металлов, нам понадобится огонь. Чтобы получить чистое золото, температура должна быть 1000–1200 градусов по Цельсию!

Так что неудивительно, что даже такие совершенные существа, как ангелы, закрывают свои лики, а когда Исайя увидел отблеск Божественной Святости, он вскричал: “О, горе мне! Я погиб!” (Книга Пророка Исайи 6).

2. Мы знакомимся с Богом, который касается Земли.
  

Когда я читаю эти строки у Исайи, я представляю, что он видел этот громадный трон и Бога на нем. Но Исайя не пытается описывать Бога, он даже не может взглянуть на Него: Бог слишком дивен и грозен.

Всё, что Исайя может описать, это края риз Господних, которые наполняют весь храм.

Обратите внимание на слова «заполняют, исполнена, наполнился» в этих строках: края риз Божьих заполняют храм, вся земля исполнена славы Божьей, дом (храм) наполнился курениями.


Ветхозаветный Иудейский храм — это то место, где Бог коснулся земли. Он сказал, что Его имя пребудет там. Там Он пребудет на Земле, там Он будет слушать плач Своего народа, когда они обратятся к Нему за помощью, там пребудет Его слава и святость.
   
И именно в храме Исайя встречает Бога.

Пророк видит славу и святость Господа.

Он исповедует свой грех, свою потерянность, свою нужду в Боге.

Он получает прощение и очищение: Бог огня касается его уст горящим углем и очищает его.

Он слышит зов (призыв) Бога.
 Да, всё это происходит в видении, когда Исайя видит храм, но, по его словам, слава Божья наполняет не только храм, но и всю Землю.

Храм мог быть тем местом, где Господь коснулся Земли, но оттуда слава Божья простирается дальше и заполняет всю Землю.

В старинном английский гимне говорится о том, как слава Божья наполняет весь мир подобно воде, которая заполняет моря.

В 6 главе Книги пророка Исайи мы видим, как Бог касается Земли.  


 3.  Мы знакомимся с Богом, который отправляет своих посланников в мир.

Затем я услышал голос Господа, говорящего: «Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?»

Как слава Господняя наполняет храм и течет из храма, так Господь посылает слуг своих 
из храма проповедовать Его слово всему миру.

Христиане часто произносят тройное «Свят, Свят, Свят», обращаясь к Святой Троице. И опять же в Восьмом стихе мы читаем: «Кого мне послать, и кто пойдет для Нас

И всё же прав был Кальвин, который сказал, что, если бы он захотел доказать существование Святой Троицы, он бы выбрал для этого другие стихи.

Так что же мы видим здесь? Бога, который свят и кардинально иной, чем мы; Бога, который касается Земли, и Бога, который отправляет в мир посланников. Вот три аспекта, которые видим мы, говоря о трех ипостасях Святой Троицы.

Отец наш Небесный, чьё имя святится. Бог, который совсем не такой, как мы, но чья слава как жаль, что мы этого не видим – чья слава наполняет землю.

Предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Бог, который с нами – не место, а человек, через которого Бог касается Земли. Иисуса зовут Эммануил, что означает «с нами Бог».
И именно в единстве с Христом, как друзья Христа, мы видим Бога.

Иисус говорит Филиппу: «Кто видел меня, видел Отца.»

Иисус — это и есть соприкосновение Неба и Земли.

Мы видим Иисуса и понимаем, что мы пропали, погрязли в грехе и нам отчаянно нужен Бог.

И именно приходя к Христу, мы слышим Слово Божье.

Господь касается Земли через Христа.

И Святой Дух исходит, как мы знаем, от Отца.

Это Его посылает Отец, это слава Отца, которая наполняет вселенную.

Святой Дух приходит к нам и свидетельствует о правде Отца и о правде Иисуса Христа, Сына Божия.

Акогда Дух Святой касается нас и через нас действует, мы тоже становимся посланниками Бога.

Я не говорю, что всё это сказано в 6 главе Книги Пророка Исайи.

В основном, то, что я вам рассказал о трёх лицах Святой Троицы – Отце, Сыне и Святом Духе, можно найти в Евангелии от Иоанна.

Например, в третьей главе мы читаем об Отце, которого никто не может увидеть (если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия) и который любит мир, созданный Им; мы читаем о единородном Сын Божьем, которого Бог (Отец) послал в мир, чтобы спасти этот мир, и который был с Отцом до начала времен – об Иисусе,в котором соединяются Бог и Человек.

И, наконец, мы читаем о Святом Духе – невидимом и, в то же время, дающем нам жизнь и возможность увидеть Царствие Божье и Божью славу.

Три лица Единого Бога, проявляющиеся одно в другом и друг через друга, имеют единый исток, единую природу, единую славу, единую цель, единое стремление и единую любовь.

Исайе было позволено взглянуть на Бога и на небесное поклонение Ему.

Это поклонение дивно, грозно и истинно, а потому необычайно мощно (храм содрогается от ангельского поклонения Богу).

Наше богослужение не идет с ним ни в какое сравнение, наши слова так убоги; но если они идут от сердца, которое начинает постигать, что такое святость и инаковость Бога и что такое Божья любовь, которое жаждет познавать Бога и славить Его, тогда они имеют смысл.

Если у нас возникает желание – вместе или порознь – славить Бога, его святость, уникальность и присутствие на Земле, мы тем самым вовсе не претендуем на создание обрядов и культов – и без нас есть кому славить Бог. Наоборот, мы присоединяемся к молитве Небесных Сфер. И когда мы произносим: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!», мы всего лишь вторим ангельскому хору, славящему Создателя.

Слышите их…?!

Мы добавляем АМИНЬ (что значит «да будет так») к их молитве.

Возможно, пока что мы говорим это из чувства долга, но наступит день, когда мы увидим Бога, Его мощь, святость и славу, Его присутствие вместе с нами в Иисусе Христе и Его любовь, прощение и очищение, дарованные нам. Тогда сердца наши наполнятся бьющей через край радостью, и мы воскликнем вместе с ангелами и всем сущим: «“ Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! ”