23 октября, 2021.
Представьте себе, что вы получили приглашение на чай от Королевы.
Такое красивое, на дорогой бумаге, с золотым тиснением, с восковой гербовой печатью.
Написанное от руки, каждая буква – произведение искусства, и подписано самой Королевой.
Никто ничего подобного никогда не видел.
Вы его разглядываете. Вчитываетесь в каждую букву, в каждое слово – какая красота!
Показываете друзьям – смотрите, что я получил. Правда, здорово? Приглашение на чай от самой Королевы!
Показываете недругам – не шутите со мной! Я получил вот это приглашение на чай от Королевы!
Вы вставляете его в рамочку, вешаете на стену. То и дело смотрите на него. Вы знаете его наизусть. И все, кто к вам приходит, видят, что вы получили приглашение на чай от Королевы.
И только одного вы не делаете.
Вы не воспользовались приглашением – так и не собрались выпить чаю с Королевой.
Дело в том, что проводить время с Королевой вам совсем не интересно.
Гораздо интересней то, что люди думают о вас.
Важно то, что люди вас уважают. Прислушиваются к вам. Приходят к вам, потому что знают, что вы получили это приглашение, относятся к вам серьёзно. Важно то, что вас хвалят и почитают – потому что вы получили приглашение на чай от Королевы.
Вот так, – говорит Иисус, – поступают некоторые люди со Священным Писанием, с Библией.
Когда Иисус говорит о Священном Писании, он имеет в виду книги Ветхого Завета. Но Его слова можно в полной мере отнести и к Новому Завету.
Он говорит иудеям: «Вы прилежно изучаете Писание.»
Они читали Ветхий Завет и знали его.
Они изучали каждое слово. Они пересказывали сюжеты из него, учили наизусть псалмы, размышляли над мудростью написанного, обсуждали, как понимать законы и как применять их на практике.
Но они упустили то главное, о чём говорилось в Писании.
Ведь Библия – это приглашение, приглашение встретиться с Богом.
Это не только история о том, как люди встречались с Богом в прошлом и верили в Него, но это и приглашение встретиться с Ним теперь.
Это не только рассказ о Боге, который как пастух пасёт своих овец. Это приглашение на встречу с Пастухом. Чтобы ЭТОТ Пастух стал МОИМ Пастырем.
Это не только рассказ о том, как Бог выбрал евреев и сделал избранным народом, Своими детьми, о том, как Он учит, воспитывает и направляет их – но и приглашение каждому из нас стать Божьим чадом, признать Бога своим Богом, своим небесным Отцом.
Сколько же людей не понимают этого!
Иисус говорит Иудеям: «Вы прилежно изучаете Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь.» (Евангелие от Иоанна 5:39)
Иисус говорит им, что они ничего не поняли, потому что им неинтересно жить для другого мира, их больше привлекает жизнь в этом мире.
Несмотря на все их слова, их интересовало не то, что было от Бога, а простые мирские вещи.
Им нужны были не похвала и признание от Господа, а похвала и признание людей.
В стихе 44 Иисус спрашивает их: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищите?»
Иисус говорит, если бы их действительно интересовал Бог, встреча с Ним, они бы с радостью приветствовали Иоанна Крестителя, они бы поняли, что чудеса Иисуса — это знаки того, что Он Сын Божий; они бы распознали глас Божий, обращенный к ним через Священное Писание.
Библия – это не книга о том, как жить на земле, как стать успешным, важным, мудрым и богатым.
Это книга мудрости, но сколько бы мы ни читали и ни изучали её, этого недостаточно, чтобы стать мудрым.
Это книга нравственности, но одним лишь чтением мы не стяжаем нравственной чистоты.
Это книга о том, что радует Создателя, но только чтением мы не сможем порадовать Его.
Это книга об опыте людей, которые знали Бога, но только читая о них, мы никогда не сможем познать Бога.
Это книга о Небесах Обетованных, но просто изучая её, туда не попадёшь.
На самом деле, Библия – это указатель.
И Иоанн Креститель тоже указатель. Он говорит: «Я глас вопиющего в пустыне, исправьте путь Господу» (1.23) Он говорит: «Идущий за мною стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.» (1.30)
Чудеса, которые творил Иисус, — это всё указатели: те, кто взирал на них с верой, видели в них не просто диво дивное, но доказательства Его славы. Он говорит: «…дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.» (5:36)
Библия направляет нас к Христу.
По словам Иисуса, Моисей (имеются в виду первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) говорит о Нём. Если бы вы действительно верили Моисею, вы бы пришли ко Мне.
Мой отец историк, преподаватель. Так вот, у него возникла идея (у него много разных идей) о путеводителях. Когда мы летом ездили в Англию, мы были в одном замке. Потрясающее место. Настоящий замок, ров, наполненный водой, башня, винтовые лестницы и зубчатые стены. И вот отец говорит: «Надо продавать путеводители не у входа в замок, а на выходе.» И действительно, кто это гуляет по замку, глядя в путеводитель? Люди ходят, рассматривают то, что им интересно, читают надписи, а потом думают: «Надо бы узнать об этом получше.» Тут-то они и купят путеводитель, принесут домой, прочитают и подумают: «Это я видел, а вот это пропустил. Ах вот как это работает! Надо получше узнать – вернуться в замок и посмотреть еще разок.»
Мне кажется, этот подход применим и к Библии.
Она не поможет тому, кого не интересуют ни Бог, ни Христос.
Она для тех, кто уже стремится к Богу, кто хочет познакомиться с Ним, или узнать Его получше.
Для таких людей, как пишет апостол Павел в послании к Тимофею, «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» 2 Послание Тимофею 3:16-17
Мы читаем об этом в главе 8 Деяний Апостолов, в рассказе об эфиопском вельможе, который приехал в Иерусалим после смерти и воскресения Христа. Он стремится к Богу. Он хочет узнать, как ему следует жить, чтобы угодить Богу. И он берёт путеводитель – начинает читать Библию.
Он читает 53 главу Исайи и ничего не понимает. Но слова Исайи затронули какие-то глубокие струны в нём. И он обратился к христианину, к Филиппу: «Прошу тебя, скажи мне, о ком говорит Исайя?» Филипп объясняет ему – это об Иисусе. И рассказывает о Христе.
И тогда эфиопский вельможа сам начинает понимать, что в главе 53 Исайя говорит об Иисусе.
Я очень часто вижу страстное желание читать Библию именно в людях, которые недавно пришли к Христу. Они читают Библию, и прочитанное совпадает с их личным опытом и трогает их души. Они хотят узнать больше об Иисусе, с которым они уже знакомы, чтобы стать ближе к Нему.
Библия – это указатель, который направляет нас к Иисусу, раскрывает нам Иисуса.
Апостол Иоанн говорит, что он написал своё Евангелие, чтобы мы могли поверить (а точнее, «продолжали верить»), что Иисус и есть Христос, Сын Божий. (Евангелие от Иоанна 20.31)
Библия – это путеводитель, руководство для тех, кто страстно захотел узнать Бога, на их пути к Богу.
Люди украшали и украшают свои библии. Зайдите в Музей Кремля и увидите там потрясающе изданные библии в серебряных и золотых окладах, инкрустированных драгоценными камнями.
Когда я был в отпуске, я почитал об иллюстрированных библиях Средневековья – шрифт и иллюстрации великолепны.
Люди старались перевести Библию наилучшим образом на свои языки. Даже сегодня вряд ли найдётся в английской литературе произведение, которое бы превзошло по ритму и мелодике так называемую Библию Короля Иакова.
Конечно, это правильно отдавать Библии лучшее, что есть в культуре, украшать наши Библии и почитать Библию.
До эпидемии ковида мы устраивали крестный ход с Евангелием.
Но это так трагично, когда люди глядят во все глаза на золотой оклад, может быть, кланяются Библии, но никогда не открывают её;
когда они восхищаются иллюстрациями и языком, но не слушают самих слов;
когда они изучают Библию и читают умные комментарии к ней, но её слова не трогают их души.
Ведь Библия – это прежде всего приглашение. Приглашение встретиться с Богом и Его Сыном Иисусом Христом.
Пожалуйста, не уподобляйтесь тому дураку, который получил приглашение на чай от Королевы и потратил столько времени, восхищаясь красотой приглашения и теша своё самолюбие, но так и не откликнулся на приглашение и не встретился с Королевой.
Перед нами приглашение на встречу с Царём всех царей и цариц, Президентом всех президентов, Правителем всех правителей. Перед нами приглашение признать в Боге нашего небесного Отца, а в Его Сыне Иисусе Христе нашего Господа, Спасителя, Брата и Друга.