Трижды в сегодняшнем Евангельском чтении воскресший Иисус говорит своим последователям:
“Мир вам!”
Воскресший Иисус приносит нам мир.
Он приносит мир своим испуганным ученикам.
Ученики собираются за закрытыми дверями. Они боятся не болезни – они опасаются за свою жизнь. Власти арестовали и казнили Иисуса, и никому не известно, кто следующий на очереди.
Ученики боятся за свою жизнь.
А воскресший Иисус приходит к ним со словами “Мир вам!”
Мир вам, потому что я воскрес из мертвых.
Мир вам, потому что смерть – это не конец.
Мир вам, потому что жизнь вечная может начаться уже сегодня.
Митрополит Антоний Сурожский написал проникновенную и очень полезную статью о Смерти. Вы найдете ссылку на неё в электронной версии этой проповеди в моём блоге.
On death . Metropolitan Anthony of Sourozh (mitras.ru)
А начинает он вот с чего:
«Смерть – пробный камень нашего отношения к жизни… Если мы боимся смерти, мы никогда не сумеем по-настоящему пойти на риск; мы растратим нашу жизнь, трусливо осторожничая и робея. Только глядя смерти в лицо, осмысляя ее, определяя ее место и свое отношение к ней, мы будем способны жить бесстрашно и в полную силу. Слишком часто мы ждем до конца нашей жизни встречи со смертью, тогда как мы жили бы совершенно иначе, если бы столкнулись со смертью в самом начале.”
Ученики боялись смерти. “Что ж, скажете вы, у них были все основания бояться. Тебя бы на их место.”
Уверяю вас, я бы не был на их месте в запертой комнате. Я бы удирал из Иерусалима на первом попавшемся верблюде.
Но поразительно, как изменились эти первые последователи Иисуса, и произошло это в одночасье.
Только что мы их видели в запертой комнате, и вот они уже повсюду проповедают Благую весть Христа, даже в храме – хотя они знают, что их схватят, изобьют и возможно казнят.
Не пройдет и двух лет, как первомученика архидиакона Стефана забьют камнями, Иакова, брата апостола Иоанна, – одного из трех ближайших учеников Христа – арестуют и казнят, но это не остановит остальных. И когда начнутся серьезные гонения, и тогда они не отступят. Они уйдут в другие города, но не замолчат. Они продолжат проповедовать то, чему учил распятый и воскресший Господь наш Иисус Христос.
Всё изменилось, когда воскресший Иисус явился им.
Они поняли, что смерть это не конец.
Им больше не надо жить в страхе смерти.
Христос воскрес из мертвых, но это не значит, что всё в нашей жизни будет хорошо. Это не значит, что нас минуют страх, смятение, болезнь или горе. Как-то я прочитал в одном комментарии, что Иисус произносит слово “Мир”, чтобы ученики поняли, что их худшие опасения не оправдались.
Но не всегда так бывает.
Наши худшие опасения порой сбываются.
Помню, я регулярно навещал одну женщину, чья дочь была в тяжелейшей депрессии. Мать ужасно боялась, что дочь наложит на себя руки. И так и случилось. Её дочь покончила жизнь самоубийством. И, несмотря на это, мать продолжала жить.
Так что если вы окажетесь в этой беспросветной тьме, в этой запертой комнате, где кажется, что может случиться или уже случилось всё самое страшное, помните, что Бог не спас Иисуса от смерти. Иисус вынес крест, стыд и боль. Он умер. Казалось, всё самое страшное уже произошло. Всё было кончено – смерть, зло, бессмысленность воссторжествовали.
Но смерть и бессмысленность не победили.
И нам нечего бояться.
Христос воскрес из мертвых, и теперь мы можем не бояться смерти. И Дух Святой поможет нам в этом.
Как пишет псалмопевец:
“Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.” ( Псалом 22:4) |
“Господь со мной. Мне ничего не страшно. Что человек мне может причинить?” (Псалом 117:6)
Воскресший Иисус говорит нам: ” Мир вам.”
Он здесь. У нас есть надежда.
Воскресший Иисус примирил нас с Богом.
Иисус является ученикам и даёт им задание:
“Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.” (Евангелие от Иоанна 20:23)
Эти строки понимают по-разному.
Но обратите внимание на то, что Церковь и народ Божий призваны делать в первую очередь.
Вовсе не спасать планету.
И вовсе не отстаивать справедливость, гендерное равенство или анти- вокизм, или что-нибудь еще очень актуальное.
Первое, что нам надлежит сделать, если мы народ Божий, ведомый Христом и Духом Святым, это провозгласить во всеуслышание, что мы прощены. Это объединяет всех христиан.
Поэтому один из ключевых моментов нашей службы – это когда пастор, представляющий народ Божий, объявляет о прощении грехов.
Иисус пришёл на землю и умер, дабы приМИРить человека с Богом.
Он пришёл, чтобы вернуть людей, отделенных от Бога грехом, обратно к Богу. Он пришёл, чтобы примирить грешное человечество с Богом, который ждет с нетерпением, когда же мы восстановим эту оборванную связь.
В день своего воскресения Иисус является Марии Магдалине.
И Он говорит нечто очень важное для нее: “Я восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему.”
До этого момента Иисус говорит МОЙ Отец и МОЙ Бог. Теперь же, пройдя смерть и воскресение, он может сказать ВАШ Отец и ВАШ Бог.
Своей смертью Христос искупает грех, который отделял нас от Бога. Дверь открыта.
Доверьтесь Спасителю, доверьтесь тому, что он совершил.
Внемлите Слову Божьему: “Если вы покаетесь… Господь простит вам ваши грехи и очистит вас от всякой скверны.”
Прислушайтесь ко мне и другим священникам, когда мы говорим вам, что Христос искупил ваши грехи.
Получите прощение грехов.
Здесь, в России, в числе прочего, я стал исповедовать прихожан. В Англии это у нас не было принято. Я очень дорожу исповедью. Поразительно, с какой откровенностью люди исповедаются. Но еще удивительней, что некоторые спрашивают меня, какое наказание они должны понести. Это меня настораживает.
Если покаяние рассматривать, как размышление о том, что я должен сделать, чтобы Бог меня простил, тогда это порочная практика. То есть я ищу оправдания в глазах Бога. Крестная смерть Спасителя уже всё за меня сделала, и от меня требуется только довериться Ему и обрести прощение, которое Он получил для меня.
Но если понимать покаяние как шаг, сделанный прощенным грешником, чтобы загладить свою вину на человеческом уровне, тогда это имеет смысл. Сначала надо попросить у Святого Духа сил, чтобы поступать правильно и с любовью, и тогда мы сможем, к примеру, попросить прощенья или поблагодарить человека, вернуть украденную вещь, признаться в том, что мы смотрим и читаем в интернете, прекратить вредное общение, перестать изменять супругу и даже, если это необходимо, сдаться властям.
Иисус предстаёт перед учениками. Дунув на них, Он посылает им Святого Духа. И Он отправляет их провозглашать и проповедовать весть о мире, весть о жизни и учение о прощении грехов.
Воскресение открыло дверь для общения с Богом.
Воскресший Христос приносит мир тому, кто сомневается.
Апостол Фома, иначе называемый Близнец, был верен Иисусу. Когда Иисус решает идти в Иерусалим, Фома говорит остальным ученикам: «Пойдем, и мы умрем с ним.»
Но при этом Фома очень практичный и серьезный человек. Когда Христос говорит о том, чтобы “пойти приготовить место для них”, Фома спрашивает: “Куда, Господи?” Ему нужен точный адрес.
Так что, когда ученики говорят, что они видели Иисуса, Фома отвечает им: “ Не поверю, пока сам не увижу доказательств.”
Слава Богу за Фому.
Многие из нас похожи на него.
Он любил Иисуса. Он так хотел, чтобы воскресение действительно свершилось. Но он боялся нового разочарования, и говорит: “ Пока я не увижу… не поверю”.
И Иисус по милосердию своему является Фоме.
Для Фомы это был момент озарения.
Для того человека, каким Фома был раньше, не составляло труда назвать Христа “Господом”- kyrios- даже скорее «господином, начальником».
Но когда он говорит Христу: “Господь мой и Бог мой!”, – это уже совершенно иное.
Он осознаёт, что существует другой мир – за пределами видимого мира, мира физических адресов, плоти и крови – и что Иисус есть ключ к этому миру, дверь в него.
И он понимает, что Тот, за кем он идёт, и есть сам Бог, который находится и вне земли и на земле, воплощенный Бог: что Он и есть “то Слово, которое вначале было у Бога и которое было Бог” – как пишет Иоанн Богослов в начале своего Евангелия.
Он понимает, что Иисус много больше любого из нас и сила Его беспредельна.
Он понимает и признаёт, что Иисус больше, чем смерть.
Конечно, мы сомневаемся.
Конечно, нам нужны доказательства.
И мы рады, что эти доказательства есть – Иоанн написал своё Евангелие, чтобы мы поверили, что Иисус и есть Мессия, Сын Божий.
А если Христос воскрес и Он жив, наша встреча с Ним состоится – у каждого своя.
Почти наверняка, Он не придет к вам, как пришёл к Фоме. Он может явиться в видении или во сне – такое случается, хотя и нечасто.
Но вы услышите Его – кто в мыслях ( разумом), кто сердцем ( в мечтах и желаниях), кто интуитивно (сокровенным чутьём) – а кто всем своим существом.
Митрополит Антоний Сурожский пишет всё в той же статье, которую я ранее упоминал, что его жизнь изменилась, когда он пятнадцатилетним подростком прочитал Евангелие от Марка. И встретил Христа.
Когда Христос придёт к вам, у вас есть два пути: закрыть глаза и уйти, сказав, что вам это не нужно (Фома мог бы так поступить) или – даже если сначала это дастся с трудом – поклониться Ему – сказать правдиво и искренно: “Господь и Бог мой!”, вместе с другими верующими произнести Символ Веры, помолиться словами молитвы, которой молится народ Божий (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий), прочитать псалом или спеть церковный гимн.
И если вы исповедуете истину о Воскресении, начинаете с верой молиться и согласно вере жить, я молюсь, чтобы на вас снизошла Благодать Божья, которая превосходит человеческое понимание.
Христос воскрес из мертвых!
Он принёс нам Мир!